Ространснадзор «открестился» от аварии на путепроводе в Вязьме

В ведомстве признали, что не проводили плановую проверку администрации Вяземского района «из-за правительственного моратория»

В Смоленской области продолжается расследование уголовного дела о халатности в связи с обрушением Панинского путепровода в Вязьме. Инцидент произошел 8 апреля. Пока следствие не называет фигурантов данного уголовного дела, ссылаясь на необходимость проведения экспертизы. Редакция SmolNarod вступила в переписку с Ростанснадзором – организацией, которая осуществляет контроль объектов транспортной инфраструктуры и ее эксплуатантов.

В редакционном запросе содержалась просьба изложить позицию ведомства по поводу осуществления весогабаритного контроля на мостах и путепроводах. Смоляне в социальных сетях отмечали, что по путепроводам, имеющим визуальные признаки аварийности, следует транспорт без ограничения по весу, в том числе фуры, лесовозы и 30-тонные «тонары». Причем аналогичная картина наблюдалась не только в Вязьме, но и на ряде других объектов — например, в Гагарине, где путепровод поставили на капремонт, но сохранили по нему реверсивное движение (было перекрыто полностью в середине апреля).

Ространснадзор «открестился» от аварии на путепроводе в Вязьме

В своем ответе пресс-служба Ространснадзора отметила, что обеспечение сохранности дороги и мостов — это ответственность владельца дороги в соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ (последняя редакция). Поскольку владельцем путепровода в Вязьме является администрация муниципального образования, то именно она, как следует из ответа ведомства, и несет за все ответственность.

Почему Ространснадзор, имеющей обширный план проверок юридических лиц и органов власти и собственное подразделение в Смоленске, не заметил ни ветхости путепровода, ни факт отсутствия на его въезде знаков, ограничивающих вес транспортных средств? Для чего вообще нужны многочисленные ревизоры, если полномочия по надзору лежат на органах власти?

Как следует из положения о Ространснадзоре, к его полномочиям относится контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства. В разделе «Деятельность», «Государственные функции» указано, что ведомство обязано осуществлять проведение проверок за обеспечением транспортной безопасности, следить за соблюдением весового контроля.

Иными словами, и проведение проверок, и весогабаритный контроль, и надзор за органами местного самоуправления – это прямые обязанности Ространснадзора. Более того, как следует из сводного плана проверок деятельности органов местного самоуправления Госавтодорнадзора на 2023 год, подразделение планировало проведение выездной проверки администрации Вяземского района, чтобы проконтролировать исполнение должностными лицами законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Как отметил в ответе на редакционный запрос начальник управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ярослав Асташов, специалисты Управления к комиссионному обследованию автомобильных дорог местного значения в Вязьме Смоленской области не привлекались. Это связано с тем, что в период 2022-2023 годы был продлён правительственный запрет на проведение проверок, в том числе за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления. Следовательно, проверка деятельности администрации Вяземского района в 2023 году не проводилась, сообщается в ответе.

Ространснадзор «открестился» от аварии на путепроводе в Вязьме

Стоит отметить, что постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 №2516, на которое ссылается господин Асташов, отмечается, что проверки все-таки могут проводиться, но только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Поскольку мосты и путепроводы относятся к числу подобных объектов, Ространснадзор имел полномочия с санкции прокуратуры провести внеплановую проверку. Как рассказывают представители транспортной отрасли, разного рода проверки «пачками» проводятся невзирая ни на какие моратории в отношении перевозчиков с последующим наложением солидных штрафов за малейшую провинность (вроде отсутствия подписи водителя в путевом листе). К тому же в 2023 году администрация Вяземского района силами казанской компании «Геомост» проводила предпроектное исследование Панинского моста. Заключения по результатам таких экспертиз не выдаются без визы Ространснадзора.

Стоит отметить, что в Смоленске имеется представительство Ространснадзора. Однако с 15 августа 2023 года оно лишилось статуса юридического лица и реорганизовано в форме слияния территориальных органов Ространснадзора в Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу. Если раньше «сигналы с мест» обрабатывались в начальственном кабинете на улице Исаковского, 28, то теперь они идут в Москву на улицу Петрозаводскую, 32А.

По мнению представителей транспортной отрасли, у местного управления забрали все полномочия и право принимать решения. Это привело к тому, что теперь решения о проведении проверок принимаются уровнем выше. Не исключено, что именно бюрократизация, а не правительственный мораторий на проведение проверок, привели к тому, что ревизоры до Вязьмы попросту не доехали.

Просим считать данную публикацию официальным обращением в Прокуратуру Смоленской области с просьбой дать оценку изложенным в ней сведениям.

SmolNarod.ru