Обновлено:
12.08.2020 20:20
USD73.24+0.09
EUR85.96+0.04
16+
.ru

«Туризм умер». Семь вопросов смоленскому гиду во время пандемии

«Туризм умер». Семь вопросов смоленскому гиду во время пандемии

Сегодня туризм официально признан российским правительством одной из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. По последним оценкам Ростуризма, в нынешних условиях отечественная индустрия ежеквартально несет не менее $4 млрд убытков. О функционировании отрасли в разгар пандемии мы поговорили со смоленским  экскурсоводом Михаилом Ефимкиным.

— Если коротко — что сегодня происходит в туротрасли?

— После вынужденного простоя в почти два месяца все ждут разрешения «сверху» на начало деятельности.  Здесь нужно понимать – чем больше организация, тем выше ее убытки в связи с простоем. Туризм «умер» по всему миру, поэтому ситуация, происходящая в отрасли, примерно одинакова для всех стран.

Что касается локального смоленского рынка, хочется верить, что туроператоры, все-таки, смогут пережить нынешнюю ситуацию. Однако важным условием остается отсутствие второй волны заболевания, которая может ухудшить и без того непростую ситуацию.

В целом, сейчас можно наблюдать крайне низкую активность на рынке. Ряд операторов выпустил несколько роликов к 9 мая, все готовят предложения по России на вторую половину лета. В свою очередь, экскурсоводы (в регионе около 100 аккредитованных, но активно работают порядка 30) начинают более плотно осваивать продукты в новой реальности. Но опять же, сейчас это единицы.

— Какие форматы принимает эта деятельность?

Кризис на рынке стимулирует креатив и интерактив. Сегодня можно выделить два подхода при продвижении услуги – прямые эфиры и обмен аудиторией в Instagram и создание контента на других площадках с привлечением спикеров из других городов и стран. Второй путь сложнее, но, на мой взгляд, он интереснее для аудитории. Например, мы за месяц провели 34 эфира, которые посмотрели 28 тысяч человек. При этом большинство людей смотрели их уже в записи.

Если говорить о форматах, то это могут быть лекции, экскурсии, встречи с интересными спикерами, всевозможные розыгрыши. По большому счету, формы взаимодействия могут быть разными.

Например, онлайн-конференции сегодня наращивают свою аудиторию путем привлечения экспертов, которые могут что-то подсказать в сложившейся ситуации.

Крупные туристические агрегаторы все больше завоевывают онлайн-пространство. Общая тенденция такова, что все начинают презентацию с «козырей». Естественно, что большинству людей будут интересные виртуальные экскурсии по Барселоне, а не Смоленску. К сожалению, прямо сейчас наш город при всем желании нереально вывести в топ. Однако в этом направлении нужно проводить обязательную работу и стараться любыми путями повышать информированность о городе. По собственному опыту могу сказать, что туристы, увидев Смоленск даже в рамках небольшого обзора, говорят: «Офигеть, сколько здесь всего!»

— Другими словами, Смоленск как туристский продукт не запакован?

С учетом того, что постоянно меняются технологии, а вместе с ними и запросы аудитории, то нет. Существует несколько постоянных маршрутов в регионе, которые предлагают туристам, и на этом все.

С недавнего времени сферу туризма курирует департамент инвестиционного развития и, в целом, с их стороны можно увидеть осознанное движение в развитии отрасли на региональном уровне. Но поскольку это госструктура, то все происходит небыстро. И, наверное, я бы сделал по-другому.

Так сложилось, что экскурсовод – пока официально не признается самостоятельным участником рынка. Есть туроператоры, отельеры, перевозчики, есть подведомственные власти структуры, а частные экскурсоводы и гиды остаются в стороне. Будем это исправлять.

При этом тот же департамент делает вполне приличные вещи – решаются проблемы взаимодействия с системообразующими компаниями, например, РЖД, выпускаются  путеводители и книги о Смоленщине, аудиогиды, гастропутеводители, раздаточные материалы, проморолики и тд. Но они чаще готовятся под профильные выставки, где общаются профессионалы, но очень мало прямых потребителей. Кроме того, само участие в выставках — дорогое. Выскажу крамольную мысль: роль классических выставок неуклонно снижается, надо делать акцент на других вариантах продвижения.

На мой взгляд, Смоленску нужно две вещи. Во-первых — качественный и разнонаправленный туристский продукт (но ни у туроператоров, ни у власти на это времени нет). Во-вторых – продвижение контента на различных площадках – в первую очередь, в соцсетях и на профильных сайтах.

Когда эти пункты начнут работать в комплексе, то турпоток в регион значительно вырастет. Спрос нужно стимулировать новыми предложениями. Пусть в какое-нибудь место приезжают не толпы туристов, но несколько человек и каждый день. Если им понравится, то они расскажут об этом своим друзьям, родственникам, поделятся впечатлениями в соцсети. А это уже фактически бесплатная реклама. Остро стоит вопрос инфраструктуры, но ее нужно делать, когда есть люди, а не когда их нет.

И, конечно, сейчас нашему туристическому сообществу нужно максимально консолидироваться. И вместе продвигать регион, чтобы к нам ехали люди. Нам нечего делить, а мы по традиции конкурируем. Но вместе мы могли бы привлечь куда больший поток.

— Сегодня много слов звучит о поддержке бизнеса, в том числе и туротрасли. Это происходит на самом деле?

Поддержка бизнеса – это, конечно, дискуссионный вопрос. Как раз перед началом пандемии я попытался скорректировать ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности – прим. редакции) на более правильный, но это оказалось непросто, ряд организационных моментов заставил меня отложить эту задачу. Из общения с московскими коллегами я узнал об их попытках получить обещанные выплаты представителям пострадавшей туротрасли, но они не преуспели в этом. Вместо 20 тысяч им выплатили четыре.

Надо понимать, что сфера туризма никогда ранее с таким кризисом не сталкивалась. Поэтому крупным игрокам на рынке без поддержки государства никак не обойтись.

По сравнению с другими секторами туризм, возможно, пострадал и больше других: продолжают действовать ограничения на поездки — 156 стран полностью закрыли свои границы для международного туризма. И эти меры до сих пор не смягчены.

Но, разумеется, туризм не относится к числу социально значимых отраслей, поэтому нельзя требовать от правительства выделить деньги, в первую очередь, на поддержку этой отрасли.

Как я говорил выше, гидов сейчас фактически не рассматривают в качестве игроков на рынке. Вся возможная поддержка направлена именно в адрес туроператоров, поэтому экскурсоводы выживают, как умеют. Это вызывает сложности, поскольку рынок за последние годы стал более пестрым и разнообразным.

Здесь, конечно, надо принимать во внимание и локальный уровень поддержки бизнеса. Например, в Смоленской области предпринимателям выделяют по 35 тысяч рублей на продвижение своего продукта. Однако эта мера поддержки, на мой взгляд, донесена слабо. Мне удалось подать заявление и буквально заскочить «в последний вагон» только после того, как я увидел сообщение о предоставлении поддержки на странице другого смоленского предпринимателя. При этом прямые деньги не выплачиваются. Они идут подрядчику, который будет выполнять услуги в рамках определенного пакета. Вот теперь жду.

— Внутренний туризм – это ближайшее будущее отрасли?

Вероятно, так и произойдет. Например, сейчас эту модель активно развивают в Китае, который первым пострадал от коронавируса.

Многое будет зависеть, как минимум, от двух факторов – даты снятия режима самоизоляции по всей стране и платежеспособности населения. Даже с учетом того, что авиаперевозки могут открыться в июле, население к этому моменту может значительную часть денежных средств уже потратить в рамках действующих ограничительных мер.

Еще один важный вопрос – как именно будет развиваться внутренний туризм. Услуги частных экскурсоводов в Смоленской области, например, более распространены, чем в других регионах. На этом фоне классические групповые туры выглядят все менее привлекательными: никому не хочется смотреть все «галопом по Европам» в группе из 50 человек, когда есть более комфортные варианты.  Однако для привлечения клиентов гидам также необходимо выходить с новыми предложениями.

— Не «подпрыгнут» ли цены на туристские услуги из-за простоя отрасли?

На рынке присутствует фактор сильного демпинга – цены примерно в 1,5 раза ниже. С учетом упавших доходов большей части населения предпосылок к росту цен нет.

Операторы будут брать свое, скорее всего, достаточно дешевыми объемами. Но нужно быть готовыми к тому, что массового сегмента сразу может и не быть.

— Если бы сегодня поступил указ о снятии ограничений в регионе, то завтра смоляне уже ходили по городу с экскурсоводами?

Да, и не только смоляне, но и москвичи. Мне примерно до середины апреля звонили с расспросами из столицы, из зарубежных стран. Но когда Москву окончательно «прикрыли», то, естественно, все эти планы пришлось перенести на более поздний срок.

— Знают ли жители Смоленска свой город?

В большинстве своем из достопримечательностей они назовут крепостную стену и Свято-Успенский кафедральный собор, при этом многие не смогут рассказать какую-то глубинную историю, связанную с объектами.

Жители других регионов очень мало знают о Смоленске. Если их отвезти куда-нибудь за его пределы, например, в Поозерье, то можно услышать огромное количество положительных откликов. Ведь там и природа, и достопримечательности, а люди какие интересные! Тем же москвичам, порой, выехать в лес – уже счастье, а в Смоленском Поозерье такое раздолье!

Или, например, отвезти туристов к Свирской церкви 12 века. Такие живые памятники в Центральном федеральном округе можно найти лишь в пяти городах. Об этом нужно обязательно говорить и показывать людям. Ведь все это повышает лояльность к городу, региону. Но если мы не будем выходить к аудитории с новыми предложениями, а работать только с тем, что у нас есть, то туристы к нам не приедут.



Теги

Сегодня

SmolNarod на Яндекс.Новости