«Туризм умер». Семь вопросов смоленскому гиду во время пандемии

Сегодня туризм официально признан российским правительством одной из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей. По последним оценкам Ростуризма, в нынешних условиях отечественная индустрия ежеквартально несет не менее $4 млрд убытков. О функционировании отрасли в разгар пандемии мы поговорили со смоленским экскурсоводом Михаилом Ефимкиным.

— Если коротко — что сегодня происходит в туротрасли?

— После вынужденного простоя в почти два месяца все ждут разрешения «сверху» на начало деятельности. Здесь нужно понимать – чем больше организация, тем выше ее убытки в связи с простоем. Туризм «умер» по всему миру, поэтому ситуация, происходящая в отрасли, примерно одинакова для всех стран.

Что касается локального смоленского рынка, хочется верить, что туроператоры, все-таки, смогут пережить нынешнюю ситуацию. Однако важным условием остается отсутствие второй волны заболевания, которая может ухудшить и без того непростую ситуацию.

В целом, сейчас можно наблюдать крайне низкую активность на рынке. Ряд операторов выпустил несколько роликов к 9 мая, все готовят предложения по России на вторую половину лета. В свою очередь, экскурсоводы (в регионе около 100 аккредитованных, но активно работают порядка 30) начинают более плотно осваивать продукты в новой реальности. Но опять же, сейчас это единицы.

— Какие форматы принимает эта деятельность?

Кризис на рынке стимулирует креатив и интерактив. Сегодня можно выделить два подхода при продвижении услуги – прямые эфиры и обмен аудиторией в Instagram и создание контента на других площадках с привлечением спикеров из других городов и стран. Второй путь сложнее, но, на мой взгляд, он интереснее для аудитории. Например, мы за месяц провели 34 эфира, которые посмотрели 28 тысяч человек. При этом большинство людей смотрели их уже в записи.

Если говорить о форматах, то это могут быть лекции, экскурсии, встречи с интересными спикерами, всевозможные розыгрыши. По большому счету, формы взаимодействия могут быть разными.

Например, онлайн-конференции сегодня наращивают свою аудиторию путем привлечения экспертов, которые могут что-то подсказать в сложившейся ситуации.

Крупные туристические агрегаторы все больше завоевывают онлайн-пространство. Общая тенденция такова, что все начинают презентацию с «козырей». Естественно, что большинству людей будут интересные виртуальные экскурсии по Барселоне, а не Смоленску. К сожалению, прямо сейчас наш город при всем желании нереально вывести в топ. Однако в этом направлении нужно проводить обязательную работу и стараться любыми путями повышать информированность о городе. По собственному опыту могу сказать, что туристы, увидев Смоленск даже в рамках небольшого обзора, говорят: «Офигеть, сколько здесь всего!»

— Другими словами, Смоленск как туристский продукт не запакован?

С учетом того, что постоянно меняются технологии, а вместе с ними и запросы аудитории, то нет. Существует несколько постоянных маршрутов в регионе, которые предлагают туристам, и на этом все.

С недавнего времени сферу туризма курирует департамент инвестиционного развития и, в целом, с их стороны можно увидеть осознанное движение в развитии отрасли на региональном уровне. Но поскольку это госструктура, то все происходит небыстро. И, наверное, я бы сделал по-другому.

Так сложилось, что экскурсовод – пока официально не признается самостоятельным участником рынка. Есть туроператоры, отельеры, перевозчики, есть подведомственные власти структуры, а частные экскурсоводы и гиды остаются в стороне. Будем это исправлять.

При этом тот же департамент делает вполне приличные вещи – решаются проблемы взаимодействия с системообразующими компаниями, например, РЖД, выпускаются путеводители и книги о Смоленщине, аудиогиды, гастропутеводители, раздаточные материалы, проморолики и тд. Но они чаще готовятся под профильные выставки, где общаются профессионалы, но очень мало прямых потребителей. Кроме того, само участие в выставках — дорогое. Выскажу крамольную мысль: роль классических выставок неуклонно снижается, надо делать акцент на других вариантах продвижения.

На мой взгляд, Смоленску нужно две вещи. Во-первых — качественный и разнонаправленный туристский продукт (но ни у туроператоров, ни у власти на это времени нет). Во-вторых – продвижение контента на различных площадках – в первую очередь, в соцсетях и на профильных сайтах.

Когда эти пункты начнут работать в комплексе, то турпоток в регион значительно вырастет. Спрос нужно стимулировать новыми предложениями. Пусть в какое-нибудь место приезжают не толпы туристов, но несколько человек и каждый день. Если им понравится, то они расскажут об этом своим друзьям, родственникам, поделятся впечатлениями в соцсети. А это уже фактически бесплатная реклама. Остро стоит вопрос инфраструктуры, но ее нужно делать, когда есть люди, а не когда их нет.

И, конечно, сейчас нашему туристическому сообществу нужно максимально консолидироваться. И вместе продвигать регион, чтобы к нам ехали люди. Нам нечего делить, а мы по традиции конкурируем. Но вместе мы могли бы привлечь куда больший поток.

— Сегодня много слов звучит о поддержке бизнеса, в том числе и туротрасли. Это происходит на самом деле?

Поддержка бизнеса – это, конечно, дискуссионный вопрос. Как раз перед началом пандемии я попытался скорректировать ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности – прим. редакции) на более правильный, но это оказалось непросто, ряд организационных моментов заставил меня отложить эту задачу. Из общения с московскими коллегами я узнал об их попытках получить обещанные выплаты представителям пострадавшей туротрасли, но они не преуспели в этом. Вместо 20 тысяч им выплатили четыре.

Надо понимать, что сфера туризма никогда ранее с таким кризисом не сталкивалась. Поэтому крупным игрокам на рынке без поддержки государства никак не обойтись.

По сравнению с другими секторами туризм, возможно, пострадал и больше других: продолжают действовать ограничения на поездки — 156 стран полностью закрыли свои границы для международного туризма. И эти меры до сих пор не смягчены.

Но, разумеется, туризм не относится к числу социально значимых отраслей, поэтому нельзя требовать от правительства выделить деньги, в первую очередь, на поддержку этой отрасли.

Как я говорил выше, гидов сейчас фактически не рассматривают в качестве игроков на рынке. Вся возможная поддержка направлена именно в адрес туроператоров, поэтому экскурсоводы выживают, как умеют. Это вызывает сложности, поскольку рынок за последние годы стал более пестрым и разнообразным.

Здесь, конечно, надо принимать во внимание и локальный уровень поддержки бизнеса. Например, в Смоленской области предпринимателям выделяют по 35 тысяч рублей на продвижение своего продукта. Однако эта мера поддержки, на мой взгляд, донесена слабо. Мне удалось подать заявление и буквально заскочить «в последний вагон» только после того, как я увидел сообщение о предоставлении поддержки на странице другого смоленского предпринимателя. При этом прямые деньги не выплачиваются. Они идут подрядчику, который будет выполнять услуги в рамках определенного пакета. Вот теперь жду.

— Внутренний туризм – это ближайшее будущее отрасли?

Вероятно, так и произойдет. Например, сейчас эту модель активно развивают в Китае, который первым пострадал от коронавируса.

Многое будет зависеть, как минимум, от двух факторов – даты снятия режима самоизоляции по всей стране и платежеспособности населения. Даже с учетом того, что авиаперевозки могут открыться в июле, население к этому моменту может значительную часть денежных средств уже потратить в рамках действующих ограничительных мер.

Еще один важный вопрос – как именно будет развиваться внутренний туризм. Услуги частных экскурсоводов в Смоленской области, например, более распространены, чем в других регионах. На этом фоне классические групповые туры выглядят все менее привлекательными: никому не хочется смотреть все «галопом по Европам» в группе из 50 человек, когда есть более комфортные варианты. Однако для привлечения клиентов гидам также необходимо выходить с новыми предложениями.

— Не «подпрыгнут» ли цены на туристские услуги из-за простоя отрасли?

На рынке присутствует фактор сильного демпинга – цены примерно в 1,5 раза ниже. С учетом упавших доходов большей части населения предпосылок к росту цен нет.

Операторы будут брать свое, скорее всего, достаточно дешевыми объемами. Но нужно быть готовыми к тому, что массового сегмента сразу может и не быть.

— Если бы сегодня поступил указ о снятии ограничений в регионе, то завтра смоляне уже ходили по городу с экскурсоводами?

Да, и не только смоляне, но и москвичи. Мне примерно до середины апреля звонили с расспросами из столицы, из зарубежных стран. Но когда Москву окончательно «прикрыли», то, естественно, все эти планы пришлось перенести на более поздний срок.

— Знают ли жители Смоленска свой город?

В большинстве своем из достопримечательностей они назовут крепостную стену и Свято-Успенский кафедральный собор, при этом многие не смогут рассказать какую-то глубинную историю, связанную с объектами.

Жители других регионов очень мало знают о Смоленске. Если их отвезти куда-нибудь за его пределы, например, в Поозерье, то можно услышать огромное количество положительных откликов. Ведь там и природа, и достопримечательности, а люди какие интересные! Тем же москвичам, порой, выехать в лес – уже счастье, а в Смоленском Поозерье такое раздолье!

Или, например, отвезти туристов к Свирской церкви 12 века. Такие живые памятники в Центральном федеральном округе можно найти лишь в пяти городах. Об этом нужно обязательно говорить и показывать людям. Ведь все это повышает лояльность к городу, региону. Но если мы не будем выходить к аудитории с новыми предложениями, а работать только с тем, что у нас есть, то туристы к нам не приедут.

SmolNarod.ru