Если закатывать в асфальт в Смоленске более-менее научились, то с «инновационной» разнокалиберной плиткой – совсем беда. Ремонт улицы Николаева, который проводится в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» далек от завершения, несмотря на то, что срок сдачи – 30 ноября. Как показывает наблюдение за результатами труда смоленских подрядчиков, безопасность новой дороги – под большим вопросом. А о качестве вообще говорить не приходится.
На реконструкцию улицы Николаева было направлено почти 500 млн рублей. Из них 277 млн рублей — на непосредственно ремонтные работы и замену коммуникаций, и 217 млн – на перекладку трамвайных путей. В августе стало известно, что ремонтные работы подорожали на 22,3 млн рублей, а подрядная организация ООО «Корпорация Стройиндустрия» даже планировала завершить работы раньше срока. О том, что раньше срока не получится, стало понятно, как только рабочие приступили к укладке тротуарной плитки. И если летом отдельные недочеты можно было списать на «сырость» технологии, то сегодня стало очевидно: фокус с разноразмерной плиткой у подрядчика не удался.
Конечно, плитка – это только видимая часть работ. Значительный объём был выполнен на глубине, под дорогой: переложены все коммуникации, водоводы и канализационные коллекторы. Качество этих работ могли оценивать только специалисты. А вот наземное благоустройство горожане не только хорошо видят, но и ощущают собственными ногами.
Вот какие наблюдения сделал в ходе «инспекции» наш корреспондент Григорий Калачьян:
«Накануне официальной приемки работ небольшие группы рабочих, то там, то здесь доделывают участки тротуаров, увозят оставшиеся материалы, убирают строительный мусор. Конечно, в такое время года и в такую погоду магистраль выглядит ну очень убого и особенно бросается в глаза некачественная работа строителей и «озеленителей».
Достаточно сказать, что тротуарная плитка во многих местах не просто «гуляет», она уже торчит дыбом.
А чего стоят водостоки без желобов для водоотведения? Как результат — вся вода с крыш домов просто растекается по тротуарам. С первыми морозами чудесные катки будут.
Да и на дороге воде деваться некуда. Дождей ещё толком не было, а огромные лужи уже стоят на примыканиях к улице Николаева. На всём реконструированном участке ещё нет ни одного светофора, зато все столбы «украсили» аляпистыми гирляндами. Хорошо хоть пешеходную разметку нанесли, но трафик здесь такой, что людям волей-неволей приходится проскакивать между машинами и трамваями. Светофоры пока тоже не установлены.
Около Николаевского рынка ещё одна странность. Озеленители высадили сплошной ряд кустарников, отделив им проезжую часть от тротуара. Но дорога здесь достаточно широкая и многие останавливаются, чтобы зайти на рынок. Коммерческий транспорт, доставляющий товары на соседний рынок и в магазинчики, вынуждены разгружать, вытаптывая при этом только что обустроенный газон. Рядом штук пятнадцать магазинчиков и ларьков. Дорожки для прохода не предусмотрены. Как результат, через полгода от кустарника ничего не останется. Это к упрекам «урбанистов», которые говорят о вреде заборов вдоль проезжей части. Выбор, увы, невелик: или «уродливый» забор, или вытоптанный газон.
Из других наблюдений. Остановочные павильоны поставили более презентабельные, чем старые, выполненные из профлиста, как на деревенских остановках. Однако некоторые установили прямо на велодорожке. Впрочем, их еще не закрепили, и есть надежда, что передвинут. Но в общем и целом, возникает впечатление, что работы выполнены некачественно. И прописанный в госконтракте срок сдачи объекта – определенно условный. Наверняка устранять недочеты будут до следующего лета. Тогда же станет понятно, прижилось ли озеленение улицы – хваленые туи, заморские клены и прочая «живность». Не пришлось бы высаживать по новой.