Корреспондент SmolNarod побывал на съемочной площадке
В июле в Смоленске начались съемки фильма «Крути педали». Эта полнометражная лента будет рассказывать историю друзей, решивших отправиться на велосипедах в путешествие в Беларусь. На первый взгляд сюжет в стиле роуд-муви достаточно простой, однако его продюсер и автор сценария Давид Казаков (руководитель студии «Insight люди» в Смоленске), говорит, что все не так однозначно.
– История, которая легла в основу сценария, произошла со мной на самом деле. Не хочу раскрывать все сюжетные повороты и спойлерить, чтобы не испортить зрителю впечатление от просмотра фильма в будущем. Но могу сказать, что все пазлы сложатся только в самом конце. А развязка станет понятна только на титрах, – поделился автор идеи.
Камера, мотор…
Мы встретились с Давидом Казаковым на третий съемочный день. Команда после так называемого «лёгкого старта» (съемок двух камерных сцен в помещениях без привлечения массовки) впервые вышла на улицу. Работы были организованы в Заднепровском районе Смоленска, на баскетбольной площадке в районе улицы Толмачева.
Там собрались около 30 человек, примерно половина из которых – не актеры, а съемочная группа. С собой у ребят настоящая «студия на колесах» со всем необходимым для съемок полного метра. Более того, для красивой картинки пригнали даже подъемный кран, в корзине которого расположился оператор. Режиссер через громкоговоритель отдавал команды, а из окон соседних домов с интересом выглядывали местные жители. Действительно, не каждый день у тебя во дворе снимается фильм, который потом покажут в кинотеатрах.
Сцена, над которой работали в этот день, призвана раскрыть второстепенных персонажей.
– Ребята играют в баскетбол. И видят, что пришли недоброжелатели из другой компании. Они что-то не поделили, и начинаются разборки. В конце сцены один герой отвлекает «врагов», что дает возможность его товарищам сбежать. После этого начинается погоня, – пояснил Давид.
В среднем каждый съемочный день рассчитан примерно на 8-12 часов. При этом итогом работы на баскетбольной площадке станет эпизод, продолжительностью меньше минуты экранного времени.
Работа за кадром
Всего в плане – 37 «моторов». Однако прежде чем приступить к съемкам, команде предстояло пройти непростой путь. Непростой он как минимум потому, что подобного опыта у группы еще не было.
– Начнем со сценария. Он пишется по специальному алгоритму. Сначала логлайн – это сама история буквально в двух-трех предложениях. Потом синопсис – расширяем логлайн до нескольких листов, раскрываем идею, которую хотим донести, – рассказал Давид.
На синопсис «наращиваются» диалоги и сцены. После этого создается так называемый поэпизодник: расписывается, где и какие персонажи должны взаимодействовать. Затем эпизоды «обрастают мясом» – то есть, всеми необходимыми деталями.
– Я раньше никогда такого не делал. Приходилось соображать, что называется, по ходу пьесы. Читал специальную литературу, чтобы разобраться, как создать сценарий в лучшем виде, – признался автор.
После этого начался этап препродакшена. Просто пойти снимать фильм по готовому сценарию, по словам Давида, увы, нельзя. Прежде всего, необходимо определить список локаций. Затем найти их. Этот период называется location scout:
– Оператор-постановщик и линейный продюсер ездят по разным местам и ищут те, которые лучше всего подойдут, делают фото, показывают их продюсеру и режиссеру. После согласования локаций (у нас их получилось 40, по одной на каждый съемочный день) мы привлекаем художников, которые делают раскадровку. Также нужно не забыть найти реквизит, продумать костюмы… В общем, работы очень много.
Этот период занял примерно пять месяцев.
Полностью смоленский продукт
Отдельно стоит остановиться на выборе актеров. Кастинг проводился в Смоленске, и прийти на него мог абсолютно любой желающий, вне зависимости от наличия актерского опыта. Основная идея продюсера заключалась в том, чтобы собрать полностью смоленскую команду.
– Представь, как здорово: запустить в Смоленске крупный проект, в котором смогут принять участие не только выпускники какого-либо профильного вуза, а в принципе все те, у кого есть талант и тяга сняться в кино. Так что среди наших артистов очень много ребят вообще без опыта, но зато они с горящими глазами, желанием учиться и сниматься. Больше скажу, у нас и команда вся смоленская. Музыку для фильма пишут смоляне, гримеры, операторы, «звукачи», помощники – все местные. Мне было очень важно сделать именно смоленский продукт, – рассказал продюсер.
К слову, некоторые ребята настолько сильно «загорелись» проектом, что даже уволились с основного места работы, чтобы все свое время посвящать съемкам.
На площадке нашему корреспонденту также удалось поговорить с актером, исполняющим одну из ключевых ролей. Ваня Федосеенков никогда раньше не пробовал себя в кино, но когда узнал о кастинге, решил рискнуть.
– В результате мне досталась одна из важных ролей. Я играю Макса, он жизнерадостный человек, рэпер. И мне этот персонаж очень близок по духу. Скажу больше: до начала съемок я познакомился с прототипом своего героя, с настоящим «Максом». И мне показалось, что у нас правда есть общие черты. Это очень воодушевляет и помогает в работе, – отметил актер.
Также Ваня признал, что начинать работу над ролью было и страшно, и непонятно.
– Мы же практически все без опыта, не понимаем, что и как правильно делать. Режиссеру пришлось нами всерьез заняться, чтобы мы не боялись камеры, смогли расслабиться, действовать на съемках органично. Мы прорабатывали различные зажимы, было много уроков, репетиций, прогонов сценария. Даже вот эту сцену, которые мы снимаем сейчас на баскетбольной площадке, сначала репетировали в студии, потом здесь, на месте, и только потом уже стали снимать. А ведь я в баскетбол совсем играть не умею, – с улыбкой сказал Ваня.
Продюсер, в свою очередь, добавил, что все актеры уже на репетициях смогли проявить себя на достойном уровне:
– В них нет фальши, они искренние, заряженные, и это ровно то, что мы и искали.
Крутим педали дальше
После первых съемочных дней Давид признался, что в какой-то момент очень серьезно переживал: а сможет ли команда в целом приступить непосредственно съемкам.
– Только подумай, сколько факторов, которые могут помешать. Нужно же состыковать все графики, все распланировать буквально поминутно. Соединить и актеров, и гримеров и всех-всех-всех. А если у кого-то накладки, то все, день может слететь. А у нас съемочная группа не настолько большая, чтобы легко нашлась замена, – отметил продюсер. – При этом я как автор должен всех вдохновлять, подбадривать. От моего настроя зависит настрой всей команды.
Сейчас же главный страх Давида – «лишь бы не подвела погода». До конца августа ребятам предстоит снимать в основном на улице, причем не только в Смоленске, но и в Краснинском районе.
– Но я верю в нашу удачу. Пока что ощущения от съемок очень крутые. Даже на этапе препродакшена мы успели стать дружной командой. И сейчас после съемочных дней, несмотря на усталость, мы собираемся в студии, обсудить, поболтать. Чувствуем киношную романтику особую. И я не сомневаюсь, что дальше будет только круче, – подчеркнул Давид.