Обновлено:
10.07.2020 23:23
USD71.23+0.35
EUR80.27-0.14
16+
.ru

Про трамвай на улице Дзержинского и не только

Про трамвай на улице Дзержинского и не только
Автор фотографии: А.Лиепиньш

На сайте смоленской мэрии завершился опрос среди жителей города о том, нужно ли вернуть трамвайное движение на улицу Дзержинского. 

Горожанам предлагалось выразить мнение о необходимости восстановления движения трамваев на участке от площади Победы до стадиона «Спартак», протяженностью 1,2 км однопутного пути.

По итогам интернет-опроса, в котором приняло участие 2754 человека, большинство проголосовавших смолян (71,7%) высказались за восстановление трамвайного движения по улице Дзержинского.

Вкратце напомним суть проблемы. В конце октября общественники в рамках обсуждений наиболее актуальных направлений социально-экономического развития Смоленска предложили вернуть трамвайные пути от площади Победы (бывш. Смирнова) на улицу Дзержинского до стадиона «Спартак».

Как рассказывают смоленские старожилы, этот небольшой, но крайне важный отрезок трамвайных путей был ликвидирован в 1974 году по указанию какого-то чиновника, которому, грохочущие по улице Дзержинского трамваи мешали думать и заниматься государственными делами.

В результате трамвайные рельсы здесь за одну ночь были заасфальтированы. Говорят, что ситуацию даже высмеяли в популярном сатирическом журнале «Крокодил», где был опубликован издевательский фельетон, посвященный этому анекдотичному смоленскому случаю.

И вот минувшей осенью появилась идея возродить трамвайное движение по улице Дзержинского. Причем в мэрии Смоленска и МУТТП положительно отнеслись к данному предложению. Ведь строительство этой трамвайной ветки сократит время поездки от площади Победы до площади Желябова почти в два раза. Также снизятся простои трамваев в случае внештатных ситуаций (ремонт, ДТП) по улицам Нахимова, Багратиона, Николаева и проспекту Гагарина, так как трамвайное движение будет продолжаться по новой ветке на улице Дзержинского.

Но есть и минус – ухудшится пропускная способность автомобильного транспорта, в том числе автобусных маршрутов городского, пригородного, междугородного сообщений, двигающихся от автовокзала по указанному участку улицы Дзержинского, и обратно.

При этом смоленские власти сообщили активистам, что строительство путей от пл. Победы до дамбы не входит в стратегию социально-экономического развития города Смоленска на период до 2025 года.

Надо отметить, что интернет-опрос вызвал бурную реакцию смоленских пользователей Интернета. Дискуссии в соцсетях велись не только о возвращении трамваев на улицу Дзержинского, но и вообще о необходимости трамвайного движения в Смоленске.

Мнения высказывались полярные, поэтому споры зачастую превращались в обычные словесные перепалки, в которых, естественно, истина не родилась. К сожалению, каких-либо конструктивных, аргументированных и профессиональных мнений в ходе этих интернет-споров высказано не было.

Фото: Григорий Калачьян

Впрочем, подобные дискуссии и с таким же результатом проходят уже несколько лет не только в Смоленске, но и во многих городах России, а также на различных сайтах и форумах. Наиболее аргументированное мнение по этой теме содержится на портале Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) в статье «Состояние трамвайной системы в России».

Однако недавно на странице проекта «Город для людей» также появилась статья на тему городских трамваев «Пришла ли пора исправлять ошибки?», где анализируется не только российская трамвайная проблематика, но и смоленская ситуация. В преамбуле утверждается, что российский трамвай специально убивают.

Механизм этого «убийства» везде примерно одинаковый: трамвайную инфраструктуру доводят до 100% износа и жалуются на отсутствие денег, а затем убирают пути из центра города ради ещё одной полосы, после чего трамвайный пассажиропоток падает до околонулевой отметки. При этом лоббисты маршруток или производителей автобусов просто «договариваются» с политиками убить мешающий трамвай.

Фото: Григорий Калачьян

Так же убивали трамваи в городах США и Европы в 50-60-е годы прошлого века. Однако это привело к ещё большим проблемам с пробками и экологией. Поэтому через некоторое время трамвайное движение там стало возрождаться. И, ликвидировавшие трамвай города, потратили огромные суммы на возвращение этого вида транспорта.

Подобный процесс теперь наблюдается и в городах России – в Воронеже градостроители закладывают возвращение путей на улицы города, а в Красноярске думают вернуть вагоны на левый берег Енисея. Похоже, что об этом задумались и в Смоленске.

Фото: smol.aif.ru

В публикации своё мнение о трамвайном движении в Смоленске высказал общественный советник смоленского мэра Евгений Плёнкин. Мы приводим его мнение в сокращенном виде:

– В Смоленске про трамвай вспомнили и в прошлом году начали ремонтировать рельсы. Совершенно неожиданно областная власть обратила внимание на то, что в городе есть трамвай. Было дано поручение на ремонт рельсов по всему городу и на полное обновление парка. И за последние годы областной центр получил 30 вагонов из столицы: 10 куплены в 2016 году, 20 получены бесплатно в 2018 году.

Фото: Григорий Калачьян

Но и это ещё не всё. Областные и городские власти услышали мнение урбанистов и высказались за возвращение трамваев в центр города – на улицу Дзержинского. Специалисты тоже выступают за возвращение движения. Фирма, которая делала городу комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД) до 2025 года, обозначила рост пассажиропотока при возвращении движения.

Рост потока пассажиров логичен, ведь трамвай будет ездить быстрее до нужных мест, это банальная экономия времени людей. На основе исследований разработчики КСОДД делают вывод: при организации трамвайного движения по ул. Дзержинского время поездки на трамвае для жителей уменьшится на 10 минут для каждого. Также в среднем время в пути для населения города, следующего по рассматриваемому маршруту, снизится на 1350 часов.

Фото: Григорий Калачьян

Подвижность населения на общественном транспорте увеличится на 10%. Поскольку трамвайная линия пройдет по ул. Дзержинского, которая находится в центре города. Кроме того, у большего числа жителей появится возможность пользоваться трамваем. Также подвижность увеличится за счет повышения привлекательности трамвая, в связи с уменьшением времени на поездку.

Однако против данной инициативы выступает областной департамент дорог и транспорта, говоря о том, что это приведёт к снижению пропускной способности для автомобильного транспорта. 

Хочется верить, что образ трамвая в виде «ведра с гайками» останется навсегда в прошлом. Трамвай в Смоленске может быть не хуже, чем в Лионе, Берлине или Эдинбурге. Главное – выкинуть из головы привычные «город для машин» и начать думать об удобстве электротранспорта для большинства жителей.



Комментарии

Теги

Сегодня

SmolNarod на Яндекс.Новости