Главный транспортник столицы, вице-мэр Москвы Максим Лискутов пояснил «Смоленской народной газете», что передача подержанных вагонов ГУП «Мосгортранс» на безвозмездной основе производится в исключительных случаях при условии обращения администрации муниципального образования в правительство Москвы.
[see_also page_id=»85168″] Как мы уже сообщали, Смоленск приобрел в Москве десять подержанных трамвайных вагонов. За каждый вагон из бюджета Смоленска было уплачено порядка 1 миллиона рублей. Редакцию «Смоленской народной газеты» смутило то обстоятельство, что ряд российских городов также получили списанные столичные вагоны, однако мэрия Москвы передала их абсолютно бесплатно. Тем более что и Смоленску вагоны изначально предполагалось передать безвозмездно.
Чтобы прояснить ситуацию, мы направили запрос информации в департамент транспорта Москвы. Сегодня нам поступил официальный ответ за подписью вице-мэра столицы Максима Лискутова.
В ответ на наш вопрос о том, на каких условиях Мосгортранс отправляет бывшие в употреблении трамвайные вагоны в другие регионы России, г-н Лискутов пояснил следующее: «На основе поступающих запросов из регионов Российской Федерации о передаче трамвайных вагонов из города Москвы в другие города РФ Правительство Москвы предоставляет к реализации трамваи, которые выведены из регулярной пассажирской эксплуатации, но находятся в технически исправном состоянии. Реализация транспортных средств осуществляется на договорной основе по оценочной стоимости каждого вагона, которая определяется специализированной независимой экспертизой. Передача трамвайных вагонов в другие города РФ на безвозмездной основе производится в исключительных случаях и при условии обращения администрации населенного пункта в Правительство Москвы и получения положительного решения Правительства Москвы о целесообразности оказания помощи. Организация доставки трамвайных вагонов из Москвы до места назначения осуществляется получателем трамвайных вагонов».
Мы также поинтересовались, действительно ли только Смоленск заплатил деньги за приобретение вагонов, а в другие регионы России они поставляются бесплатно? В ответе за подписью вице-мэра Москвы сообщается, что трамвайные вагоны ГУП «Мосгортранс» приобретает не только город Смоленск, но и город Новосибирск (10 ед.). Города, которые приобретают трамваи на договорной основе, обладают преимущественным правом подбора вагонов для своей покупки.
[see_also page_id=»84819″] Анализ, который провела редакция «Смоленской народной газеты», показывает, что исключительными случаями как раз являются факты покупки трамвайных вагонов за деньги. А вот примеры успешных договоренностей между мэрией Москвы и областными центрами России, результатом которых становился подарок от Мосгортранса, скорее, являются правилом. Например, на юбилей Иркутска Москва подарила городу 12 трамваев. Тверь получила десять трамваев (как сообщают тверские СМИ, о таком подарке попросил мэра Москвы глава администрации города). В Омске получили пять бесплатных вагонов. В Томск тоже должны отправить пять списанных трамваев.
Возникает вопрос: почему Смоленск, с его хроническим бюджетным дефицитом, не смог договориться с московской мэрией? Почему губернатор Алексей Островский, заключивший в мае соглашение с правительством Москвы о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, не смог «пролоббировать» поставку бесплатных вагонов? Тем более что в письме замначальника департамента транспорта Москвы Дмитрий Пронина от 11 апреля 2016 года (имеется в распоряжении редакции) также говорится: департамент транспорта и ГУП «Мосгортранс» готовы вернуться к рассмотрению вопроса передачи трамвайных вагонов после получения обращения от администрации города Смоленска. Почему не обратились? Пожалели чернил или гордость не позволила? Ведь сэкономленные средства вполне можно было потратить на человеческие, подобающие городу-герою Смоленску остановочные павильоны, а не на тот позор, которым наградил центр города Николай Алашеев.
Справедливости ради отметим, что Смоленск действительно купил на год-два более свежие вагоны, чем те, что были подарены Москвой другим городам России.
Кстати, перевозка вагонов обошлась Смоленску в три миллиона рублей. Договор с перевозчиком заключен 14 апреля. В компании, с которой заключено соглашение на перевозку вагонов, сообщали, что информация о дате и способе перевозки «носит конфиденциальный характер» и есть некие трудности, которые решаются. Однако предположили, что «приблизительно в течение недели перевозка должна, наконец, осуществиться». Было это 24 мая. На дворе уже 30 июня. Пока известно о доставке из Смоленска в Москву лишь одного вагона. С анонсом доставки оставшихся трамваев смоленские власти почему-то не торопятся.
Максим ЗАХАРОВ