От Смоленска до Голливуда: история создания самодельных автомобилей Сергея Максименкова

Правительство России утвердило новые правила автотюнинга. А в Смоленске и Смоленской области есть любители автотюнинга, которые также занимаются и разработкой эксклюзивных моделей машин. Одним из них является Сергей Максименков. Мы решили пообщаться с ним, а заодно выяснить, насколько сложно зарегистрировать «самоделки».

Сергей Максименков, соавтор известных в России и за рубежом авто «Ultima», «Laura» и «БТРа домашнего пользования» «Комбат», а также гоночного горбатого «Запорожца». Smolnarod побывал у него в гостях. Сергей рассказал о своём судьбоносном пути из ОМОНа к Голливуду.

Объездивший мир со своими эксклюзивными автомобилями и принимавший участие в съемках голливудских фильмов, в общении он оказался весьма простым и скромным смоленским парнем. Некогда он служил в спецназе, затем попал в ОМОН, неоднократно принимал участие в боевых операциях в Чечне. Но любовь к машинам была выше. В итоге он все свободные часы стал проводить в гараже, а затем и вовсе с другом Сергеем Шкробом открыл свой автосервис «Вдали от жён».

— В каком возрасте началась любовь к машинам?

— В девятилетнем, — смеясь вспоминает Сергей. — Я стал заниматься картингом. Раньше это было просто — от ДОСААФ. Тогда я и начал собирать сам какие-то гоночные машины для картинга. Любовь к технике, особенно гоночной, так и осталась.

— Когда решили создать свою первую машину? И что это был за автомобиль?

— Мыслей о создании новой машины тогда и не было. Был у нас на Поляне шиномонтаж «Вдали от жён», которому мы решили сделать рекламу — поставить на крышу «горбатого Запорожца». Пригнали его. Он был на ходу. И решили с другом Сергеем Шкробом всё же не ставить его на крышу, а сделать и кататься на нём по городу. Этакая передвижная реклама. Поставили ему модные колёсики, поменяли мотор, отпилили крышу. Получился знаменитый Запорожец. О нём писали и в журнале «За рулём», он участвовал в гонках. Например, в гонке «Весенний ветер» Москва — Коктебель мы с Серегой выиграли. Поступило множество запросов на его продажу. Но мы его не продавали. Стали делать на заказ. В общей сложности сделали таких Запорожцев штук пять. Они все были разные и зависели от «фарша» — кожи, стеклоподъёмников, моторов.

11_965_cabrio_cm

— Сколько автомобилей создали всего и чем они для вас запомнились?
— Полностью самодельных — «Ультима», две «Лауры», «Комбат», их в Смоленске три. Если вместе с «Запорожцем», то штук 10.

— Как приходила очередная идея о создании автомобиля? Как вы дошли до машины из будущего «Ультимы»?
— Мы-то делали тогда только «Запорожцы»… занимались, грубо говоря, тюнингом. А потом в нашей жизни появился Андрей Нагорный. Он сам из Воронежа, узнал о нас из журналов. Приехал в Смоленск. Он художник-дизайнер. Рисовал очень хорошо! Пришёл к нам с чемоданом рисунков и предложил что-то из его проектов создать. Достал рисунок… Это была не машина, а космический корабль. Мы всё же решились эту фантазию адаптировать под реальность, чтобы она смогла ездить и… психанули, конечно, психанули. Я до сих пор не знаю, что нами двигало. Раньше мы своего ничего никогда не делали. Пошли в библиотеки изучать все моменты — как варить, как делать раму, подвеску, кузов. Тогда ж ещё ничего не купить было. И так вот на коленке сделали «Ультиму». Она, конечно, тогда произвела огромный фурор.

0004-640x468

Сначала мы на ней поехали на байкшоу «Ночных волков» к Саше Хирургу. Там был главный редактор журнала «Авторевю» и он посоветовал ехать в Ригу на автовыставку «Экзотика». Это очень серьёзная выставка. Машин меньше чем за миллион там не было. Там собралось множество знаменитых людей. Там же мы познакомились с конструктором Дмитрием Пафёновым, с которым и по сей день работаем по «Комбатам». Вот тогда мы и стали знаменитыми со своей «Ультимой» и объездили множество выставок.

— Были заказы на эту машину?
— Было очень много предложений — делать такие же, продать эту и так далее. Но мы выбрали российский вариант — продали машину дедушке-олигарху из Питера. Впоследствии он эту машину передал в музей и стоит она в Москве.

Кстати, знакомство с известным дизайнером из Санкт-Петербурга Димой Парфеновым было для смоленских ребят судьбоносным — они тогда начали делать «БТР домашнего пользования» — бронированный «Комбат». Сначала появился седан, затем — универсал. Журнал TOP GEAR окрестил эту махину самым быстрым и комфортабельным броневиком VIP-класса в мире.

image (7)

После «Комбата» ребят заметили в Иордании и позвали проектировать военные джипы «Тигр».

— Там ситуация была интересная. Король Иордании Абдула Второй раньше закупал «Хаммеры» у американцев. А потом иорданцы решили сами строить машины и объявили по всему миру тендер: где моторы, где шасси. Мы выиграли тендер по производству кузовов. Собралась тогда вся тусовка в Иордании в гараже у самого короля, — смеётся Сергей. — Ну как в гараже, ангар у него там большой. Мы с американцами, немцами и чехами делали эти «Тигры». Затем там построили завод и делали уже вторую модель «Тигров». У нас был заключен контракт — мы должны были сделать несколько прототипов бронированных «Тигров», а дальше они сами. Но потом производство они перенесли в Арабские Эмираты. А после и вовсе стали выпускать другие машины.

— Сколько времени уходит на создание одной машины?
— По разному. Если заниматься только этим, то до года. А если, как мы — среди недели работаем на основной работе, а по выходным увлекаемся своим хобби со сборкой машин, — то затягивается надолго. Последнюю «Лауру» мы делали 5 лет.

Сейчас этот уникальный спорткар, кстати, находится в Смоленске, в рабочем ангаре Сергея Максименкова. Мы, конечно же, попросили показать красавицу. Сергей Максименков пояснил, что выезжает на ней только летом, в связи с отсутствием крыши. «Лаура» после зимней «спячки» радостно зарычала, словно говоря своему хозяину, что пора и прогуляться.

На вопрос «до скольки километров в час она разгоняется», Сергей со смехом ответил: «пока не страшно».

jXxX4KOBCLE

— Все ли свои самоделки вы смогли зарегистрировать в ГИБДД и насколько это сложно?
— Нет. Только «Комбат» и последняя «Лаура». Это великая проблема во всём. Сами представители НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) не могут объяснить, что нужно сделать, чтобы зарегистрировать самодельную машину. Сейчас вроде как начали вводить правила по регистрации единичных транспортных средств. Но всё равно, пока нет конкретной процедуры регистрации. Можно получить VIN, а одобрение типа пока еще нет. Например, с теми же «Комбатами» пришлось перевести производство в Эстонию, где с регистрацией оказалось всё просто. А раньше мы делали их в Смоленске и в Санкт-Петербурге. Но это не серийное потоковое производство, а единичные военные заказы — до 5 броневиков в год.

— Машины для вас являются хобби или основным источником дохода? Кем вы работает в обычное время?
— Машины для нас остаются хобби. В будние дни мы занимаемся стройкой, а по выходным — строим машины, — шутит Сергей, поясняя, что работает в своей фирме по производству металлоконструкций. — Тоже всё с железом — варим, пилим.

l3H3jYL_-Qc

— Раньше, знаю, вы не патентовали свои шедевры. Как обстоят дела сейчас?
— Да, всё также. Ничего не патентуем.

Кстати, конструирование машин привело смоленских ребят к Голливуду. Их пригласили на «Комбатах» сняться в фильме «Диктатор» режиссёра Лари Чарльза.

image (1)

Съёмки проходили в Испании и на Канарах. Это комедия о приключениях диктатора из вымышленной страны Вадии. Поэтому и машины нужны были нереальные и помпезные. «Комбаты» обтягивали золотой пленкой.

image (2)

В главных ролях Саша Барон Коэн и Меган Фокс. Сергей Максименков играл роль водителя и охранника диктатора. На съемках «Диктатора» ребят позвали и дальше принимать участие в других фильмах.

image (4)

— Помню, вас звали на съемки «Крепкого орешка». Чем дело закончилось?
— Звали. Я сам не ездил, а рижские наши товарищи снимались на «Комбатах» и в «Крепком орешке», а затем и в «Агенте 007». Помимо этого «Комбаты» стали появляться и в российских фильмах.

На данный момент «Комбат» чёрного цвета показан в сериале «Чернобыль. Зона отчуждения, 2-й сезон 1-я серия». Также ФСБ использует Т-98 «Комбат» в фильме «Человек ноября» с Пирсом Броснаном и Ольгой Куриленко.

image (5)

— Какие планы на ближайшее будущее? Вы сейчас работаете над созданием нового творения?

— Замучила ностальгия — приобрели старую «Ауди купе». Это легендарная машина. Она была у меня в молодости. Тогда я её успешно продал. Но любовь к ней меня до сих пор не отпускает. Поэтому мы её купили и сейчас реставрируем, чтобы она стала как новая, в оригинале. Она не будет каких-то космических форм, а просто качественно отреставрированная.

— Расскажите о своей команде в Смоленске, с кем сейчас работаете?
— Кружок по интересам старый — мой друг Сергей Шкроб, который является моим компаньоном, а ещё сын Влад пришёл из армии и тоже помогает. Вот так втроём что-то творим.

IjdVOiD-058
Фото: личный архив Сергея Максименкова, Елена Костюченкова

SmolNarod.ru