Повальная централизация

В Смоленске стартовал передел рынка пассажирских перевозок. Проворачивать дела в город приехал Эрик Уразов, бывший босс Удмуртавтотранса, по совместительству — друг вице-губернатора Михаила Питкевича. Перед новоиспеченным директором автоколонны 1308 поставлена амбициозная задача: избавить Смоленск от частных перевозчиков и монополизировать рынок. Что будет с сотнями владельцев частных автобусов – их не волнует. Ведь на кону – сотни миллионов рублей бюджетных субсидий. 

Администрацию Смоленской области поразила болезнь централизации. Сначала централизовали дорожные ремонтно-строительные управления. Теперь все финансовые потоки, идущие на ремонт районных дорог, оказались на счетах «Смолавтодора», в который на правах филиалов включены 24 районных ДРСУ. Единый монстр сам проектирует дороги, делает, принимает их и оплачивает выполненные работы. Потом централизовали всю районную прессу. Отныне все газеты области перешли из подчинения районов в ведение областного департамента по внутренней политике. Это позволило администрации области не только контролировать деятельность редакций, но и создать единую кассу расчетов за пиар-услуги. Затем взялись за идею централизовать платежи населения за ЖКУ, создав под это дело единый рассчетно-кассовый центр. Это позволит аккумулировать все платежи населения на счетах одной организации. И вот теперь – очередная централизация. Ее объектом решили сделать МУП «Автоколонна 1308». Смысл затеи примерно таков:

1. Привести в Смоленск своего руководителя, который сможет сломать старую систему муниципальных перевозок. Таким человеком, избавившим Можгинский район Удмуртии от маршруток, стал Эрик Уразов.

2. Расчистить Смоленск от частных перевозчиков. Для этого у одних частников забрать все выгодные маршруты, отдав их Автоколонне 1308, других задушить штрафами. Под это дело даже принят специальный областной закон, вступивший в силу 10 марта. Возить пассажиров скоро станет себе дороже: штраф за грязный автобус составляет от 100 тысяч до одного миллиона рублей.

3. Взять в лизинг (в аренду с последующим выкупом) автобусы большой вместимости. Автобусы оформят на какое-нибудь ООО, с которым в последующем муниципальное предприятие заключит контракт на обслуживание всех прибыльных городских маршрутов. Либо на базе автоколонны создадут ОАО с долей частного капитала.

Уже сейчас муниципальные транспортные предприятия глубоко убыточны. Только в 2014 году на покрытие всех убытков из городской казны будет израсходовано 300 млн рублей! Естественно, чтобы платить по договору лизинга потребуются куда большие средства. Для этого муниципальные власти Смоленска будут вынуждены поднять верхнюю планку стоимости билета, которая может достигнуть 25 рублей – границы рентабельности муниципальных перевозок.

На первый взгляд, картина вырисовывается идиллическая: по Смоленску заколесят новенькие вместительные автобусы, а все денежные потоки, которые будут направляться на финансирование автоколонны, равно как и вся выручка, окажутся в руках честных и добропорядочных городских властей. Что же не так во всей этой транспортной идиллии?

1. Начнем с персоны Эрика Уразова. Президент некоммерческого партнерства «Смолавтотранс» Татьяна Соловьева рассказала нашей редакции об эффективности его работы: «На момент прихода господина Уразова на должность директора в областное предприятие пассажирских автотранспортных междугородних перевозок (ПАМП), его прибыль составляла 400 тысяч рублей в месяц. Прибыль ВМАП (межобластные перевозки) – более миллиона рублей. За время руководства Уразов довел оба предприятия до тяжелейшего финансового кризиса. Сейчас долг двух предприятий за прошлый год составляет более 6 миллионов рублей». Или вот мнение простого водителя, Ивана Прокопенкова, который оказался неугодным Уразову, так как указывал на очевидные факты развала предприятия:

«В октябре 2012 года нам назначили нового руководителя в лице Эрика Рашидовича Уразова. С его приходом предприятие стало работать все хуже и хуже. Когда люди поднялись и выступили против этого, на работников начались гонения, люди стали бояться. Когда я начал высказывать свое мнение, он просто взял и уволил меня».

2. Частные перевозчики Смоленска, в принципе, не такие уж и плохие ребята. В начале 90-х годов муниципальная власть фактически устранилась от развития муниципального транспорта. Частники сами разработали некоторые городские маршруты, залезли в кредиты и купили новые, современные микроавтобусы. Так что, несмотря на заслуженные нарекания пассажиров в адрес маршрутчиков, проблема с перевозками в городе решена именно благодаря их участию. Так или иначе, сейчас в Смоленске запущена схема, которая действовала в Удмуртии: «Удмуртавтотранс» акционировался и стал единственным перевозчиком в регионе. Со временем частников там не оказалось вовсе. То же самое ждет и Смоленск.

3. На приобретение подвижного состава наземного транспорта общего пользования, из бюджета Смоленска в 2014 году выделяется всего 5,1 млн рублей. Так что смолянам придётся передвигаться по городу фактически на том же транспорте, который уже порядочно изношен. Закупить новые автобусы у города получится только акционировав МУП с привлечением частного капитала. По неофициальной информации, Уразов, будучи руководителем предприятия в Казани, уже принимал участие в конкурсе на поставку в лизинг ста городских ЛИАЗов. Автобусы были приобретены, но конкурс Уразов проиграл, после чего техника двинулась в Ростовскую область, в город Шахты. Однако и там схема по каким-то причинам не срослась. Эксперимент решили повторить в Смоленске.

В сухом остатке мы имеем следующее: некая группа лиц прибыла в Смоленск для того, чтобы реализовать свои финансовые схемы. В основании схем – сотни миллионов бюджетных рублей. Конечно, стоило бы понадеяться на кристальную честность господ Питкевича и Уразова. Уроженцы Удмуртии, состоятельные парни, видимо, всю жизнь мечтали только об одном: как бы им облагодетельствовать Смоленск. А тут еще (вот совпадение!) москвич Алексей Островский и уроженец Самарской области Николай Алашеев готовы подставить плечо! Они тоже всю жизнь думали, как бы помочь смолянам! И вот теперь эти заботливые и порядочные люди взяли, и без всякой корысти принялись централизовывать сложившиеся в Смоленске отрасли экономики и городского хозяйства, взяв под контроль миллиарды бюджетных средств. Нет-нет, вы не подумайте, мы ни на что такое не намекаем! Смоленск – это город кристально честных чиновников! Да, есть отдельные недоработки, есть уголовные дела и даже посадки. Но все это пустяки, когда к власти приходят действительно заботливые и порядочные люди!

Так или иначе, наша редакция считает своим долгом информировать смолян о деятельности этих людей. В конце концов, все их благодеяния творятся за счет налогоплательщиков. То есть за наш с вами счет. 

Максим ЗАХАРОВ

 

Комментарий эксперта. Депутат Смоленского городского Совета Илья ЛАЗАРЕНКОВ: Считаю, что частным перевозчикам Смоленска, отстаивая свои интересы, стоит начать с того, чтобы обратиться с официальным письмом на имя главы администрации города Николая Алашеева с просьбой предоставить информацию о наличии короткосрочной, среднесрочной и долгосрочной программ развития транспортных перевозок в Смоленске. Мы должны видеть, к чему мы идем, и администрация города должна предоставить данные сведения. Уверен, что у администрации нет данных программ. Следовательно, все подковерные схемы, которые сейчас реализуются на базе МУПов, по меньшей мере, должны быть на контроле у правоохранительных органов.

SmolNarod.ru