(Не) последняя электричка

Смоленская область не успела испугаться последствий отмены пригородных поездов. Всего месяц прошел после того, как Владимир Путин отчитал правительство за отмену региональных электричек. Так ли страшна была отмена пригородных поездов на Смоленщине? Пользуется ли популярностью этот вид транспорта на менее загруженных маршрутах, чем Гагарин — Москва?

Осторожно поезд отправляется
«Один билет до Рудни!», — сую в кассовое окно мятую пятисотку. Девушка по ту сторону смотрит на меня с удивлением и смятением. «Рудня через минуту отправляется», — отодвигает ящик с деньгами обратно ко мне, — Бегите скорее, в поезде билет купите!»

смоленск пригородные поезда электричка

До платформы двести метров, около контрольного турникета меня встречают двое сотрудников линейного отдела полиции и девушка контролер. «Не успеваю на руднянкую, — кричу, подбегая к турникету. — Мне сказали можно в электричке билет купить». «А разве он еще не ушел?» — бросает девушка в форме РЖД в воздух фразу, проводит пластиковой картой по сенсору, пропуская меня на платформу. «Вам на второй путь» — кричит в спину кто-то из полицейских.

Два пути, на обоих стоят поезда. Один старый зеленый, привычный глазу с детства, состав, второй по-европейски зализанный, красный современный поезд. Когда на раздумья у тебя не больше минуты, голова начинает работать с поистине нечеловеческой быстротой.

смоленск пригородные поезда электрички

За какие-то мгновения всплыли воспоминания о том, что совсем недавно в Смоленской области по маршрутам Смоленск-Рославль и Смоленск-Рудня начали ходить так называемые рельсовые автобусы, взамен морально устаревших электричек. Быстрый взгляд на зеленую электричку… Извини подруга, но ты устарела. Недавно выстроенное здание смоленского пригородного вокзала осталось позади, я открыл дверь тамбура и вошел в вагон. Конечно, называть этот поезд электричкой не совсем правильно. Дело в том, что данное направление не электрифицировано, и рельсовый автобус является дизель-поездом.

Глубокоуважаемый Вагоноуважатый
«Во что бы то ни стало мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала вокзай остановить? Вожатый удивился — Трамвай остановился». Схожим с удивлением вагоновожатого из стихотворения Маршака, было мое удивление увиденного внутри поезда. Заняв свободное место, благо таких хватало – в вагоне кроме меня ехало еще около 15 человек, и начал осматриваться.

фото: Алексей Волков

Те, кто ездил на «Ласточке», поймет. Это полностью современный поезд, со всеми присущими ему атрибутами — удобные сиденья и большие окна. Даже при большой скорости (а состав разгоняется почти до 100 км/ч) никакой вибрации или запредельного шума не чувствуется.

В плане комфорта рельсовый автобус сильно отличается от привычных смолянам изношенных советских электричек. Постоянно регулируемая температура, комфортные кресла, небольшие, удобные столики, туалет. Тут есть все то, чего так не хватало в холодных, дребезжащих с деревянными лавками электричках.

«Ваш билет», — мои мысли о том, как было бы замечательно, если бы все неудобные и крайне затратные в эксплуатации дизель-поезда, обслуживающие пригородные маршруты, были заменены на подобные рельсовые автобусы, прервала молоденькая проводница, или вернее кассир-контролер.

После короткого объяснения, мол, не успел купить на вокзале, сую проводнице все ту же мятую пятисотку. Она с укором смотрит на меня. «Меньше нет?» Отрицательно киваю в ответ. «До Рудни». Киваю положительно. «Позже подойду».
Проводница удаляется в соседний вагон, я достаю фотоаппарат и начинаю снимать виды за окном. «А вы что снимаете?» — раздается грубый мужской голос по соседству.

«Лучше о бараках напишите»
Виталий Федорович работает слесарем в Красном бору. Вот уже 25 лет он каждый день ездит из Смоленска на работу именно на этой электричке. По его словам новый поезд ходит быстрее, а платить за него надо все те же 15 рублей.
«Мы читали, что электрички могут отменить», — говорит мой собеседник, присаживаясь на кресло напротив, — «Но верили, что нас это не коснется». По словам Виталия Федоровича, раньше из Смоленска на электричках ездило в разы больше народа. «С утра бывало и присесть негде было в вагоне, столько рабочего люда ехало», — говорит он добавляя, что без пригородной электрички ему пришлось бы добираться до работы на полчаса дольше.

смоленск пригородные поезда электрички

«А я вон там живу», — мужчина указывает рукой в направлении старых бараков, — «Лучше о них напишите, вот там люди до сих порт в каменном веке живут, а электрички эти не отменят, раз Путин о них говорит. Вот бы и о нас еще вспомнил».

Голынки
Распрощавшись с Виталием Федоровичем, рассматриваю других пассажиров. Молодые, старые, девушки и мужчины. Вот только что вошедшая бригада ремонтников в оранжевых робах. В тамбуре оставили массивную тележку. Вот молодой парень, улегшись сразу на трех сиденьях, чуть посапывая, спит.

смоленск рудня голынки электричка

Вот двое хорошо одетых мужчин разговаривают о ситуации на юго-востоке Украины. На соседних креслах мать и дочь обсуждают предстоящую свадьбу, напротив бородатый мужчина увлеченно читает несвежий номер «МК».
«Ой, кого-нибудь убьет эта ваша тележка», — обращается проводница к бригаде рабочих в оранжевых робах, держась рукой за ушибленную коленку. Мужики что-то еле слышно бубнят в ответ. Извиняются, наверное.

«Сильно ударились?» — спрашиваю у девушки, когда она проходит мимо.
«Да нет, не ожидала тут эту тележку увидеть». 

В руках у проводницы миниатюрный кассовый аппарат для печати билетов. С надеждой наконец-таки оплатить проезд, достаю деньги.

«Вам нужно сходить в Голынках, разменять. У меня таких с пятисотками еще три в поезде», — вздыхает проводница, — «Странные люди, билет у них 18 рублей стоит, а они мне 500 рублей суют». В поселке Голынках поезд стоит 20 минут, этого вполне достаточно, чтобы дойти до неожиданно приличного здания местного вокзала и, например, разменять деньги.

«Как же мы без электрички?»
На станции «Голынки» два вагона электрички, которая на деле является усовершенствованным дизелем, пополняются еще 15 пассажирами. Те, кто согласился со мной поговорить, сказали, что едут в Рудню, на работу.

«Как же мы без этой электрички?» — разводит руками мужчина средних лет Сергей, — «С утра на ней на работу, вечером домой, так уж заведено, как еще семью кормить?»

смоленск электрички

Пассажиры рассказали еще одну хитрость в этой электричке. Дело в том, что из Рудни рельсовый автобус раньше следавал в Витебск. При этом купить билеты до белорусского города можно было купить и в Рудне. Многие местные жители этим пользовались и ездили за продуктами или товарами к соседям. Но с недавних пор новый дизель ездит только до Рудни. Желающим доехать до Белоруссии приходится пересаживаться на старенький дизель. При этом купить  билет на него можно только в соседней республике. 

В целом дорога из Смоленска до Рудни пролетела незаметно. С учетом двадцатиминутной стоянки в Голынках время маршрута составило 1,5 часа, что в полтора раза быстрее, чем на автобусе.

Билет я все-таки купил, но на заметку таким рассеянным пассажирам как я, дам совет: при покупке билета в поезде взимается комиссия. В моем случае она составила 50 рублей (при стоимости билета в кассе 108 рублей).

смоленск рудня пригородные электрички

Все-таки правильно, что отмененные электрички постепенно восстанавливают, но финансовые споры между РЖД и субъектами РФ до сих пор остаются. Средства взять можно только в федеральном бюджете. Так почему не вкладывать бюджетные средства в модернизацию вагонного парка? Чтобы на замену устаревшим, требующим постоянного ремонта и больших вложений электричек пришли рельсовые автобусы? Такие, как курсируют по маршруту Смоленск – Рудня.

Алексей ВОЛКОВ

SmolNarod.ru