Город как сплошной барьер: один день в инвалидной коляске. Часть 3

В России
Продолжаем нашу серию репортажей о доступной среде в Смоленске. На этот раз корреспондент Smolnarod.ru сел в инвалидную коляску, чтобы оценить доступность для маломобильных групп населения такого вида транспорта, как маршрутка. Мы обнаружили редкостный обман.

Здоровому человеку не заметны многие вещи, которые для инвалида вызывают отчаяние. Небольшой скат на остановках обычным людям незаметен, а для людей на колясках кажутся огромными ледяными горами. Казалось бы низкий съезд на недавно отремонтированной улице Кирова нам видится идеальным, а в реальности он грозит падением с коляски и увечьем. Всё это не понимаешь пока… пока сам не сядешь в коляску.

cRXv_88nKug

Редакция Smolnarod заранее сделала официальные запросы и получила следующую информацию. Предприятие «Автоколонна-1308» имеет автобусы, оборудованные для перевозки маломобильных групп населения, а именно два низкопольных автобуса «Лиаз», 4 ПАЗа «Вектор» с аппарелью, 4 ПАЗа «Вектор Next» с аппарелью и аж 22 автобуса Волжанин, Голаз полунизкопольных, переданных из ГУП «Мосгортранс».

— В процессе перевозок маломобильных групп населения трудности не возникали в виду подготовленности водителей к данным перевозкам (вводные и квартальные инструктажи). В силу специфики работы предприятия техника не закреплена за определёнными маршрутами, а планируется на муниципальные маршруты ежедневно, — сообщил наш источник.

Открываем виртуальную карту движения смоленского транспорта http://bus67.ru и видим на линии, действительно есть маршрутки со значками с инвалидной коляской. Итак, сегодня тестируем маршрутки.

автобусы

В нашем репортаже согласился принять участие Евгений Билик. Он инвалид-колясочник с 20-летним стажем. Женя прихватил с собой коляску и для меня. К счастью, Евгений провёл инструктаж по пользованию этой техникой, иначе я бы точно сама не справилась. И мы отправились искать доступную среду.

IMG_9406

Первой же низкопольной маршрутке мы помахали вслед рукой, так как просто не успели доехать до остановки. Не беда, подумали мы и прокатились на троллейбусе до перекрёстка улиц Тенишевой-Крупской-Кирова-Шевченко. О нашем восторге от водителей и кондукторов троллейбусов можно прочитать в предыдущем материале.

IMG_9481

Наш путь лежал через этот перекрёсток к троллейбусной остановке на улице Шевченко по направлению к Полиграфкомбинату. Переезд дороги ввёл меня в полнейший ужас. Я зависала на каждом маленьком переходике, а при съезде с одного из них и вовсе чуть не вылетела с коляски. Маленькие передние колёсики соскакивают с тротуара и резко поворачиваются поперёк, а задняя пара колёс взмывает над поверхностью земли. От страха разбить физиономию об асфальт я выставила ногу вперёд и удержалась от падения. Но для человека, у которого ноги не действуют, такой соскок с тротуара был бы губителен. Женя научился преодолевать такие препятствия, балансируя только на задних колёсах. Но здесь высока вероятность опрокинуться на спину и разбить голову об лёд. Не многие инвалиды инвалиды могут держать такой баланс в силу различных причин, начиная от слабости рук, заканчивая страхом падения.

IMG_9486

С помощью коллеги фотокорреспондента нам удалось добраться до тротуара. И тут у меня побежал холодок по спине. Вы все помните эту остановку? Подъёмы к ней от пешеходного перехода? Крутой заезд машин к центру дополнительного развития и разрушающиеся ступеньки на самой посадочной платформе? В этом месте я сдалась и «самоисцелилась». Встав под удивлённые взгляды прохожих с инвалидной коляски, я покатила свой транспорт в руках рядом с рисковым Евгением, который всё же решил, вернее ему пришлось, добираться до остановки по проезжей части.

IMG_9498

Виртуальная карта нам подсказала, что маршрутка под заветным номером 22 уже близка. Минут через 10 на горизонте появился заветный зелёный низкопольный. Мы радостно приготовились к посадке, отметив небольшой временной промежуток ожидания. Но вскоре нас ждало разочарование.

IMG_9501

Да, маршрутка была низкопольной. Но! В ней не было откидной аппарели. Место, где должна быть эта площадка, просто забито напольным покрытием. Водитель никак не реагировал на наше желание попасть в салон. На помощь пришли не взрослые здоровые мужики, а молоденькие парнишки. Они помогли со стороны салона поднять инвалидную коляску вместе с Евгением в автобус.

IMG_9505

Всю дорогу мы возмущались полнейшим обманом. То есть человек видит на карте значок с инвалидной коляской, автобус обозначен как низкопольный, но никакой откидной аппарели нет. Между землёй и полом автобуса всё та же бездна, на которую ну никак инвалид-колясочник не запрыгнет с земли. Кроме того, водитель не помогает маломобильному человеку попасть в эту маршрутку. Получается, что только в своих официальных ответах и на совещаниях чиновники рапортуют бодро о доступной среде. Да вы сядьте в коляску и заедьте в свой низкопольный автобус без аппарели.

IMG_9503

Но мы не сдавались. И решили протестировать маршрутку в другом месте и маршруте. Наш выбор пал на остановку «Камерный театр» на улице Николаева напротив школы 26. Пока ждали автобус сразу же отметили бордюр, который возвышается таким образом, что колясочник его не переедет. Через короткий промежуток времени, нам пришлось ждать не более 10 минут, на горизонте появилась маршрутка №10.

kDcpt39sdAQ

Передняя дверь слишком узка для заезда коляски. Однако сзади распахнулись двойные двери, куда по идее мы могли бы заехать. Но не тут-то было. Аппарели откидной также нет. От поездки инвалида отделяют крутой бордюр и полметра до низкого пола автобуса. Напрашивается простой вопрос: зачем клеить таблички со знаком инвалидной коляски? Просто для галочки и отчёта о доступной среде, которой нет?

TC5XzqRH2Vc

Вывод нашего эксперимента не удивит ни инвалидов, ни перевозчиков, ни самих чиновников — доступной среды в Смоленске нет. Мы протестировали трамваи, троллейбусы и маршрутки. Опрос самих инвалидов в предыдущем материале показал, что им приходится пользоваться такси, а не общественным транспортом. И проблема не только в отсутствии аппарелей (откидных площадок для заезда) в транспорте. Проблема в посадочных платформах и тротуарах. Все посадочные платформы общественного транспорта необходимо привести к единой высоте для низкопольного транспорта.

IMG_9444

При этом не забыть о тротуарах. Ведь зачастую, чтобы попасть даже на правильную платформу, как например на троллейбусной остановке «Маршала Соколовского» на улице 25 Сентября, необходимо преодолеть прыжки по тротуарам. А бывают и хуже случаи. От автомобильной стоянки торгового центра «Макси», например, к остановке общественного транспорта ведёт пандус, который может просто убить человека с ограниченными возможностями.

IMG_9419

Здесь также возникает вопрос к тому, кто делал этот пандус, и к тому, кто подписывал акт приёмки — вы ведь видели уклон, отсутствие поручней, нестыковку колёс и ширины полозьев и невозможность по нему подняться. Для чего вы вкладывали туда деньги? Опять же для галочки.

IMG_9430

Чтобы исправить эту страшную ситуацию, есть простой способ. Уважаемые господа чиновники, руководители всевозможных организаций, мы предлагаем вам стать на один день инвалидами, прокатиться по городу по своим обычным рутинным делам. Вы на опыте поймёте все ошибки при создании «доступной среды». Возможно тогда вы не будете лепить пандус для галочки, наклейку с инвалидной коляской на салон маршрутки, кнопку вызова на крыльце, куда ведут три ступеньки. А самое главное, вы не будете подписывать акты принятия работ у дорожников с их съездами с тротуаров. Поймите, инвалиды тоже люди того же сорта, что и вы. Все мы ходим под Богом и не угадаешь, каким будет твой завтрашний день. От беды и болезни никто не застрахован.

IMG_9413

Проблема доступной среды актуальна не только для Смоленска, Москвы, Курска или Владивостока. Неприспособленность объектов городской среды для обслуживания людей с ОВЗ и маломобильных групп населения является большой проблемой, которую необходимо решать уже сегодня во многих городах России. Ведь число людей с ограниченными возможностями здоровья из года в год лишь растёт. О важности адаптации объектов инфраструктуры говорят в Правительстве, разработана соответствующая государственная программа – «Доступная среда». Но все инвалиды при реализации этой программы столкнулись с «галочностью» системы. А всё потому, что при принятии очередного объекта никто не приглашает инвалидов для тестирования, не говоря уже о том, чтобы лично на коляске попробовать преодолеть свою полосу препятствий.

IMG_9490

Чтобы исправить пока не поздно эту беду мы предлагаем вам продолжить флэшмоб #одинденьвколяске и стать на один день инвалидами, прокатиться по городу по своим обычным рутинным делам на инвалидной коляске. Поверьте, они с радостью вам предоставят свой транспорт на время для пользы дела. Ведь многое зависит от нас. От руководителя организации, от директора школы, от начальника управления, от прораба стройки дома, простого дорожника, от чиновника. И если каждый в этой цепочке поймет на собственном опыте в чем проблема, то он приложит и все усилия, чтобы её устранить. Только при совместном взаимодействии проблемные вопросы доступной среды можно решить.

IMG_9488

Фото: Григорий Калачьян

SmolNarod.ru