Дорога в заповедные леса. Что изменилось на маршруте в Пржевальское?

Сегодня прокатимся в озёрный край Смоленской области. Конечная точка маршрута – «Смоленская Швейцария». Так иногда называют национальный парк «Смоленское Поозерье». От Смоленска через автодорогу «Москва-Беларусь», дальше – поворот на трассу «Ольша-Велиж-Невель», затем, проезжая Демидов, поворот на Пржевальское.

Несколько лет назад дорога в Поозерье была не то чтобы кошмаром для автомобилистов, но, тем не менее, вызывала много эмоций у водителей. Сейчас картина изменилась в лучшую сторону. СОГБУ «Смоленскавтодор» подчёркивает: в ближайшее время о выбоинах и некомфортной езде можно будет забыть. Реконструкция трассы идёт в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». Сама трасса на Велиж – в некотором смысле путь исторический. По этой дороге полтора десятка лет назад ездили смоленские историки и общественники с целью рассмотреть возможный туристический маршрут, аналогичный знаменитому древнему – «из варяг в греки». Этот этап рассматривался как сухопутный современный вариант автопутешествия.

Дорога в заповедные леса. Что изменилось на маршруте в Пржевальское?
фото: Григорий Калачьян

На этом участке – древняя Каспля, стоявшая на выходе реки из одноимённого озера. Через несколько десятков километров – Демидов. Старое его название – Поречье. Он был построен на слиянии двух рек – Каспли и Гобзы. Был одним из самых богатых купеческих городов Смоленской губернии. Кстати, название реки Гобза переводится как «богатая», «обильная». За Демидовом через несколько километров – поворот на Пржевальское. Любителям краеведения можно проехать насквозь через Демидов, родину Юрия Никулина, известного артиста цирка, киноактёра, директора цирка на Цветном бульваре в Москве. В Демидове есть дом, в котором он родился, сейчас это дом-музей Юрия Никулина. Через Карцевские карьеры – это местный топоним – выезжаем на дорогу, ведущую в национальный парк. Есть ещё один вариант – без заезда в Демидов, за деревней Лобоново поворот направо, в сторону Поозерья.

Дорога в заповедные леса. Что изменилось на маршруте в Пржевальское?
фото: Григорий Калачьян

Практически сразу меняется дорога – на участке от Демидова идёт ремонт. Это один из знаковых участков, своего рода въездные ворота в национальный парк. Работу на четырнадцати с половиной километрах дорожного полотна ведёт Витебская компания – ОАО «ДСТ №1». В копилке дорожников – окружная дорога в Витебске, несколько участков и улиц областного центра Республики Беларусь. Практика показывает: эти люди работать умеют. Срок окончания работ – 1 октября 2021 года. То есть, к осени участок почти в пятнадцать километров будет покрыт новым асфальтом, в плане реконструкции – обочины.

Дорога пересекает речку Великая. Сразу скажем – это не исток той самой Великой, что течёт через Псков. Тут наша, смоленская Великая. Дальше, за деревней Никасицы есть развилка: налево поедешь – через Заборье на деревню Побоище. Название восходит к времени, когда Речь Посполитая оспаривала земли у молодого Московского государства. Дорога направо ведёт к деревне Петровское. Здесь СОГБУ «Смоленскавтодор» провёл ремонт дороги. Работы завершились в прошлом году. Местность приятная: начинаются хвойные массивы национального парка. Туристы очень часто проезжают именно по этой трассе.

Дорога в заповедные леса. Что изменилось на маршруте в Пржевальское?
фото: Григорий Калачьян

Вдоль дороги есть заездные карманы, где можно сделать остановку, не мешая проезжающему транспорту. По-настоящему свежий воздух говорит об экологически чистом районе. Место пользуется огромной популярностью как у жителей смоленского региона, так и у гостей из столицы. Совет: несмотря на хорошее покрытие, лучше не разгоняться: в нескольких местах проходят пути миграции животных. Встреча машины с диким обитателем леса весом больше центнера – не самое лучшее дорожное приключение. А фото – в случае удачи – оставит неизгладимое впечатление от поездки.

Недалеко от Пржевальского есть деревня Покровское. Там недалеко от дороги – высота Зелёная. Место ожесточённых боев в годы Великой Отечественной. Поисковики находили и перезахоранивали здесь останки бойцов и командиров Красной Армии, погибших во время боя за эту высоту.Чуть дальше – памятный знак операции «Дети», знаменитого похода нескольких тысяч смоленских подростков из оккупированной территории в советские тылы.

Финал дорожного путешествия – в посёлке Пржевальское. Название связано с именем знаменитого исследователя Центральной Азии, нашего земляка Николая Михайловича Пржевальского. Старое наименование населённого пункта – Слобода. Здесь есть дом-музей великого путешественника. Есть и музей партизанской славы. Именно в Пржевальском 16 июля 1941 года отряд самообороны, состоявший в основном из местных жителей, принял бой с наступавшими гитлеровцами. Это был первый партизанский бой на территории тогдашнего РСФСР. Памятный камень стоит на въезде в Пржевальское. И жемчужина посёлка – озеро Сапшо. Н. М. Пржевальский, отдыхавший в этих местах после путешествий назвал его Байкалом в миниатюре.

Дорога в заповедные леса. Что изменилось на маршруте в Пржевальское?
фото: Максим Захаров

Местность пользуется постоянным спросом. Сюда приезжают круглый год. Столько же длится туристический сезон в национальном парке. Это значит, что дорога в «Смоленское Поозерье» — социально и туристически очень значимый объект. Только за лето здесь проезжают десятки тысяч посетителей. Не считая дачников и тех, чья работа связана непосредственно с национальным парком. Практически весь участок от Демидова до Пржевальского превращается в удобную, комфортную и безопасную дорогу. СОГБУ «Смоленскавтодор» планирует провести ремонт и на тех участках, которые ещё ждут своего срока. Ожидается, что реконструкцию можно будет начинать на будущий год.

SmolNarod.ru