В начале августа как гром среди ясного неба прозвучала информация о фактическом провале в Смоленской области нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Эксперты Агентства региональных социально-экономических проектов проверили реализацию нацпроекта и установили, что Смоленская область в рейтинге эффективной реализации данного нацпроекта в ЦФО оказалась на последнем, 17-ом месте. Выяснилось, что на пяти дорогах (из 36 «проектных») работы не начались вообще. На остальных отмечены многочисленные нарушения.
Тема нацпроектов для регионов России является стратегической и в каком-то смысле стала экзаменом эффективности для региональных чиновников. Не удивительно, ведь в данном случае речь идет о выполнении указа президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года. Указ устанавливает и утверждает национальные проекты России. В их числе — «Безопасные и качественные дороги».
[see_also page_id=»268590″]Вообще, с нацпроектами в Смоленской области как-то не задалось. Здравоохранение в регионе находится в системном кризисе, и об этом говорит не только рядовой медперсонал, но и главврачи смоленских больниц (подробнее об этом мы расскажем в одном из следующих материалов). Как результат – Смоленщина вымирает, смертность в регионе превысила рождаемость в два раза. С экологией тоже все плохо: людей травят гарью с переполненных мусорных полигонов, в то время как в Вязьме демонтируют единственный (работавший до 1 января 2019 года) мусоросортировочный завод. В результате видимым экономическим результатом «мусорной реформы» стало лишь повышение платы за вывоз ТБО.
А что же с безопасными и качественными дорогами? На фоне оживления, царящего на областных магистралях, скепсис столичных экспертов вызвал сомнение: может они не до конца разобрались, и на самом деле в Смоленской области с дорогами полный порядок?
О том, что ситуация тревожная, в минувшую пятницу сообщили эксперты ОНФ. В частности, поступила информация о том, что ремонт более 70% областных автодорог в регионе остается незавершенным. На четырех областных дорожных участках работы до сих пор не начаты. В черте Смоленска работы не начались на ул.Шкадова. Как это произошло?
Реализация нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» была запланирована с весны 2018 года, после чего началась подготовка к решающей фазе – формировались участки дорог, готовилась документация. Встал вопрос о покупке материалов и техники под этот проект, а также о заказчике и подрядных организациях.
[see_also page_id=»265122″]Как всегда, когда речь заходит об освоении больших «дорожных» бюджетов, все ниточки потянулись к СОГБУ «Смоленскавтодор». Через организацию планировались закупки техники, она же стала заказчиком и исполнителем работ в одном лице. У федерального центра к такой схеме претензий не возникло, поскольку она, в теории, позволяет избавиться от лишней бюрократической волокиты и оперативно выполнить работы.
На практике чуда не произошло. Смоленскавтодор, сменивший за полтора года с момента бегства заграницу Владислава Апакова четырех и.о. директора, начал реализовывать старые знакомые схемы. В организации началась чехарда кадров. «Зачищенные» и отлученные от кормушки знатоки дорожного дела начали сливать в интернет компромат на деятельность организации. Посыпались подозрения в коррупции при закупке материалов и дорожной техники.
Деньги на эти цели выделялись немалые. В общей сложности в 2019 году требовалось закупить оборудования и дорожного оснащения на 600 млн рублей. Однако ни в марте, ни в апреле, ни в июне, ни даже в июле многие закупки не были произведены. Хуже всего обстоят дела с дорожной инфраструктурой, которая как раз и обеспечивает заявленную в нацпроекте безопасность – дорожные знаки, барьерные и перильные ограждения, современная пластиковая разметка, остановочные павильоны.
В результате дороги оказались вроде как асфальтированы, однако фактически недоделаны. Взять, например, направления на Хохлово и Радкевщину. Не установлено барьерное ограждение, не поставлены павильоны, отсыпку обочин асфальтовой крошкой сделали жиденько, вперемешку с песком. Остановочные пункты стоят без павильонов. Не многим лучше обстоят дела и в Смоленске, где дороги сделаны варварски, с нарушением требований дорожно-строительных работ в части «доступной среды».
В распоряжении Smolnarod.ru имеется информация о готовности областных дорог, которые реконструировались в рамках нацпроекта по состоянию на 21 августа. Из 18 участков только 6 имели готовность свыше 85%. Недоделки – одни и те же: не установлены знаки, остановочные павильоны, сигнальные столбики, водоотводные лотки. Еще 6 участков имеют готовность менее 65%. Где-то отсутствует верхний слой покрытия, не отсыпаны и не укреплены обочины, где-то не установлена система водоотвода. На одной из дорог в Холм-Жирковском районе готовность работ составляет всего 15%. На участке дороги Вязьма-Калуга-Угра к фрезерованию покрытия приступили в середине августа.
Остановочные павильоны до сих пор не установлены
Барьерных ограждений и тротуаров нет.
Но самое интересное – на четырех «проектных» участках работы вообще не начались.
На сайте Смоленскавтодора размещена публичная информация о том, что они предлагают рассмотреть возможность другим организациям отремонтировать эти дороги. Для этого необходимо предоставить свои коммерческие предложения. Т.е. Смоленскавтодор публично заявил о том, что он эти дороги делать не может, или не хочет. И это происходит накануне осени!
Почему дорожники допустили срыв сроков? Версий две: от непрофессионализма до корыстной заинтересованности. Скорее всего, закупку планируют провести без аукциона: 44-ФЗ позволяет это сделать, если работы проводятся для т.н. «мобилизационных нужд». Аналогичную схему реализовали в Смоленске в мае текущего года в отношении городских дорог. В этом случае открывается перспектива привести «карманного» подрядчика, чтобы «распилить» бюджетные средства.
В Вяземском районе новый асфальт уже рассыпается, в результате дорожникам пришлось делать ямочный ремонт поверх свежеуложенного асфальта. Поговаривают, будто Смоленскавтодор не смог соблюсти технологию варки асфальта на недавно приобретенном американском АБЗ. В этом вопросе, полагаем, следует разобраться правоохранительным органам. Не получилось бы так, что недавно отремонтированные за счет госказны смоленские магистрали не переживут и одну зиму.
Для справки: в рамках нацпроекта ставку сделали на дороги Смоленска и областные магистрали, где отмечается самая большая проблема с асфальтовым покрытием, инфраструктурой безопасности и, как следствие, количеством ДТП. В текущем году на территории региона нужно сдать 36 участков общей протяженностью 100 км, из них 18 – на территории города и 18 – областных дорог. На ремонт проезжей части в черте Смоленска выделено 660 млн рублей (132 млн рублей – из областного бюджета, 528 млн рублей – из федерального бюджета). На ремонт дорог регионального значения планировалось направить 1,2 млрд рублей. В 2020 год запланировано нарастить обороты и отремонтировать еще 250 км автодорог, а к 2021 году – выйти на 300 км. Итого – около 650 км магистралей на ближайшие три года. К слову, общая протяжённость областных дорог составляет 8300 км из них около 3000 – с гравийным покрытием.
Максим ЗАХАРОВ