Вслед уходящему поезду. Сотрудникам пассажирского вагонного депо в Смоленске грозит безработица

Сотрудники пассажирского вагонного депо в Смоленске начали искать работу. В октябре на уровне слухов появилась информация о ликвидации предприятия. В ноябре то, о чём не хотели даже думать, стало реальностью. Под сокращение попадают около двухсот сотрудников пассажирского депо. В чём причина и чего ждать людям – мы побеседовали с теми, кто уже задумался, как завтра обеспечивать семью.

Пассажирское вагонное депо – структурное подразделение Федеральной пассажирской компании.  В ней работают начальники пассажирских поездов, проводники вагонов, и поездные электромеханики, в общем, те специалисты, которые сопровождают составы в пути. С пассажирским вагонным депо в Смоленске вопрос, похоже, решён. Окончательная точка будет поставлена после подписания документа о ликвидации предприятия руководством Федеральной пассажирской компании. Это значит, что на биржу труда одномоментно могут шагнуть почти две сотни человек.  В минувшую пятницу в Смоленск приехал начальник Московского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» Евгений Попов. Оптимизма смолянам эта встреча не добавила.

Уже сейчас шестидесяти проводникам, работающим на высокоскоростных поездах, предложили работу в Москве. До последних недель смоленский проводник, например, «Ласточки» отрабатывал смену и возвращался домой в Смоленск. Сейчас его домом стала Москва: проводникам увеличили зарплату примерно на десять тысяч рублей и предоставили помещения для отдыха и сна в столице. Соответственно, рабочий день после выходных начинается за четыреста километров от дома и семьи, а дорога до места работы в рабочий график не включается.

Вслед уходящему поезду. Сотрудникам пассажирского вагонного депо в Смоленске грозит безработица
фото: Андрей Рожков

В пассажирском депо осталось около ста восьмидесяти сотрудников. Куда им идти в случае ликвидации предприятия – не знает, пожалуй, никто. Одну проводницу с ребёнком-инвалидом на руках московское начальство пристроило горничной. Сейчас в пассажирском депо уже лежит несколько заявлений «по собственному желанию». Предприятие покидают люди пенсионного возраста, отработавшие здесь по тридцать и более лет. За бортом рискуют оказаться и матери-одиночки, и единственные кормильцы, и многодетные родители, и молодые сотрудники.

«В 2012 году у нас примерно так же оптимизировали ремонтное депо, — рассказывает один из сотрудников депо пассажирского (своего имени он попросил не называть). – Людей перевели на аутсорсинг. Работа есть, но зарплата ниже, социальных гарантий — кот наплакал. Ну, люди держатся, потому что идти некуда. А представьте, как уехать в Москву человеку, у которого здесь и семья, и дети, и школа – всё рядом».

Оптимизация, как пояснили сотрудникам Смоленского пассажирского вагонного депо, связана с экономической политикой Федеральной пассажирской компании. Следом за проводниками «Ласточек» под вопросом оказываются и работники поездов дальнего следования. Несколько человек уже вынужденно уехали в Питер. Судя по отзывам, там тоже не сахар, но выхода пока нет, работают.

«Формировать поезда дальнего следования, якобы, планируют в Брянске, — говорят сотрудники депо. – Получается, что состав порожняком погонят из Брянска в Смоленск, тут посадят пассажиров – и в путь. Обслуживать поезда тоже в Смоленске не будут. В чём тогда экономия, не понимаем?»

В сухом остатке получается, что в скором времени на биржу труда пойдут почти двести человек. Образование и подготовка у них слишком специфическая, чтобы быстро найти что-то новое. От мощного предприятия останутся осколки. Практика показывает, что «оптимизировать» всегда легче, чем потом, при необходимости, найти и подготовить квалифицированные кадры. Как у нас произошло, в медицине, например. Рынок труда в Смоленской области не богат на вакансии, а среднее время для поиска работы занимает в регионе до полугода. Наше пассажирское вагонное депо – не единственное и, похоже, не последнее в списке под ликвидацию. Ходят слухи, что в скором времени такая же ситуация будет в Орле. По крайней мере, дыма без огня не бывает, как говорят в народе. А это ещё несколько сотен человек без работы и ясных перспектив.

Вслед уходящему поезду. Сотрудникам пассажирского вагонного депо в Смоленске грозит безработица
фото: pixabay.com

Сегодня на заседании Правительства РФ утвердили транспортную стратегию до 2030 года.  «Приоритет государства – повышение качества жизни граждан. Для этого будем активно развивать городской и пригородный пассажирский транспорт, чтобы люди как можно меньше времени тратили на дорогу домой или на работу, а поездки были комфортными и безопасными», — это цитата есть на сайте Минтранса. Интересно, что на это скажут двести смолян, которые сейчас находятся в активном поиске работы?

PS. Мы сделали запрос в ФПК, в котором попросили прокомментировать планы компании по ликвидации подразделения в Смоленске и их социально-экономические последствия для Смоленской области. Вместо ответа на наш запрос компания включила электронную почту редакции в свою рекламную рассылку.

SmolNarod.ru