Смоленская область «под ИВЛ»: ждать ли областной Думе нового спикера

Статьи
Отставка губернатора региона традиционно ставит на повестку дня вопрос о будущем спикера регионального заксобрания. Вспоминаем, чем запомнилась десятилетка Игоря  Васильевича Ляхова и интересуемся мнением экспертов по поводу перспектив политической перезагрузки региона.

В случае со Смоленской областью вопрос смены спикера Смоленской областной Думы стоит на повестке: Игорь Ляхов считается креатурой отправленного в отставку губернатора Алексея Островского. Именно при Островском в 2012 году Ляхов сначала был назначен заместителем губернатора области, а в 2013-м сменил на посту спикера облдумы Анатолия Мишнева, отправленного в «почетную ссылку» в Совет Федерации, а затем осужденного за мошенничество. И это, несмотря на демонстративную попытку Мишнева сработаться с Островским, стать частью его команды, о чем свидетельствует, например, совместное участие с губернатором в одном из его первых телеэфиров. Удастся ли Игорю Ляхову?

Смоленская область «под ИВЛ»: ждать ли областной Думе нового спикера

Взлет спикера

Появление Игоря Ляхова сначала на посту руководителя регионального политсовета «Единой России», а затем, после избрания в областную Думу в 2013 году на должности спикера, полностью укладывалось в управленческую парадигму Островского. Перед новым губернатором была поставлена задача навести порядок в политической жизни региона и не повторить очевидных провалов предшественника, вроде беззастенчивого участия в политике финансово-промышленных групп и ночного приема в «Единую Россию» избранного мэра Смоленска Эдуарда Качановского.

Почетная ссылка Мишнева была вопросом времени – политик ассоциировался со старыми порядками, заведенными при губернаторах Викторе Маслове и Сергее Антуфьеве. Островскому был нужен новый человек, который с одной стороны позволил бы ему консолидировать старую думскую бюрократию, с другой – обеспечить надежный тыл и полностью обезопасить себя от ненужных выходок отдельных народных избранников.

На протяжении десятилетия Игорь Ляхов был верным соратником Алексея Островского, фактически превратив областную Думу в «карманное» подразделение исполнительной власти. О том, что Ляхов всегда был готов подставить плечо Островскому, говорит множество примеров. Один из них находится за гранью этики и здравого смысла. В декабре 2016 года Ляхов записал приватный разговор с депутатом-справедливороссом Михаилом Атрощенковым и «слил» его губернатору. Последний молчать не стал и в ходе заседания областной Думы начал шантажировать Атрощенкова имеющейся записью, на которой тот, якобы, высказывал в адрес губернатора похвалы вопреки требованиям партийной дисциплины. Сколько еще таких записей хранится в «запасниках» спикера и было передано в руки третьих лиц – остается только догадываться.

Тактика малых дел

Десятилетка Игоря Ляхова запомнилось вереницей «малых дел» и полным отсутствием политической инициативы. На законодательном уровне вся деятельность областной Думы ограничивалась рассмотрением законопроектов, подготовленных исполнительной властью области. Исключение составляют лишь манипуляции с выборным законодательством, цель которых – обеспечить «Единой России» квалифицированное большинство и не допустить провала 2018 года. Тогда единороссы под руководством Ляхова не совладали со шквалом критики «пенсионных изменений» и потеряли шесть думских мандатов в самых ответственных смоленских округах.

Смоленская область «под ИВЛ»: ждать ли областной Думе нового спикера
smolensk.er.ru

В практической плоскости отношение смолян к депутатам Смоленской областной Думы строилось по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок». «Тактика малых дел» все десять лет позволяет депутатам заполнять информационный вакуум и уходить от решения проблем, чувствительных для исполнительной власти. Так, вместо решения вопроса газификации населенного пункта оказывалась помощь одинокой смолянке с ремонтом печи, вместо спроса с чиновников и подрядчиков, лишивших целое поколение молодых дорогобужцев современного спортивного комплекса. – подарок местному спортзалу мата и каната. Таких примеров у Ляхова и его коллег – сотни. Финансирование «тактики малых дел» идет через так называемые депутатские фонды – бюджетные средства, которые направляются на исполнение наказов избирателей.

«Наша задача, как можно больше помочь людям решить их злободневные проблемы. Главное, чтобы люди чувствовали себя уверенными и защищенными», — отчитывался Игорь Ляхов. Если бы не ударная активность отдельных представителей фракции, которые включились в помощь смолянам, находящимся в зоне СВО, о практических итогах десятилетии Ляхова вспомнить больше нечего.

Кадровый костяк

Костяк думской бюрократии эпохи Ляхова сформирован из депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе. Это самые преданные и надежные люди, которые сделают все, чтобы сохранить за собой свои должности и своего фактического начальника. На данный момент в областном парламенте насчитывается 14 таких «тружеников», получающих зарплату, равную вице-губернатору с несоизмеримо меньшим грузом ответственности за свою работу. У каждого имеется рабочий кабинет в Доме Советов и доступ к служебному автотранспорту.

Назовем их поименно: это сам Игорь Ляхов, его заместители Николай Мартынов («Единая Россия») и Валерий Кузнецов (КПРФ). «Скамейку» депутатов, работающих на постоянной основе от КПРФ, пополняет Александр Степченков, от «Справедливой России» — Ольга Калистратова, от партии пенсионеров – Владимир Шунин, от ЛДПР – Евгений Анопочкин и Олег Борисов. От «Единой России» на постоянной основе работают Александр Станьков, Анатолий Василевич, Николай Дементьев, Ольга Васильева, Андрей Моргунов и Анна Андреенкова. Про последнюю стоит сказать отдельно – «депутатесса» уже больше года не появляется на заседаниях Думы в связи с переездом в другой регион. Однако мандат не сложила и с постоянной основы не ушла. Т.е., с позволения Игоря Ляхова налогоплательщики Смоленской области оплачивают безбедную жизнь «народного избранника», потерявшего связь с регионом. Чем не повод проверить действия (или бездействие?) спикера прокуратуре Смоленской области?

Смоленская область «под ИВЛ»: ждать ли областной Думе нового спикера
smolensk.er.ru

Что касается доходов депутатов-«постоянщиков», то по данным декларационной кампании 2021 года стало известно, что самые высокие зарплаты – у председателя Игоря Ляхова (3,9 млн рублей), его первого заместителя Николая Мартынова (чуть больше 3 млн рублей) и заместителя Валерия Кузнецова – (2,7 млн рублей). У остальных «постоянщиков» доходы скромнее (но несоизмеримо больше по сравнению с зарплатами смолян) – от 2 до 3 млн рублей, в год в зависимости от наличия должности в депутатских комитетах. Т.е., более 100 тыс. рублей в месяц, не считая 47 тысяч «депутатских», которые положены всем думцам без исключения.

«Семейный подряд»

Не исключено, что должность председателя стала для Игоря Ляхова и административной поддержкой для семейного бизнеса ООО «Рыбковское». В 2013 он оформил бизнес на сына Руслана, и с тех пор компания успешно занимается поставками продуктов питания в бюджетные организации области. По данным базы «Селдон», ООО «Рыбковское» в 2019 году показало рекордный оборот за всю свою историю – 34 млн рублей в год. Клиентами бизнеса Ляховых числятся районные больницы и центры социального обслуживания населения Ярцевского, Кардымовского, Сафоновского, Дорогобужского, Сычевского, Холм-Жирковского  и других районов области.

Идет карьерный рост и у брянских родственников спикера. В 2018 году на выгодную должность главврача ОГБУЗ «Смоленское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» был трудоустроен его 30-летний племянник Алексей Олегович Ляхов, не имевший на момент назначения управленческого опыта. В отличие от младшего брата Игоря Олеговича Ляхова, который прославился уголовным делом о сбыте наркотиков, Алексей Олегович ни в каких сомнительных историях замечен не был. До тех пор, пока не занял начальственную должность.

В 2020 году в ходе проверки, проведенной СУ СК России по Смоленской области, следователи установили, что Алексей Ляхов получает зарплату за себя и за «того парня». Помимо управления ОГБУЗ, он оформился на четверть ставки врача и по должностным обязанностям должен был осуществлять дежурства и выезды на места происшествий в составе следственно-оперативных групп. Однако никто из опрошенных следователями работников бюро подтвердить факт таких выездов не смог, а запрошенная документация содержала противоречивые сведения. Можно предположить, что «замять» уголовное дело в отношении Алексея Ляхова удалось благодаря вмешательству высокопоставленного родственника? В итоге дело так и застопорилось на уровне проверки СК.

Смоленская область «под ИВЛ»: ждать ли областной Думе нового спикера

Менять или не менять?

Игорь Ляхов – человек с большим политическим опытом и хорошим чутьем. За десятилетие руководства областной Думой ему удалось сохранить расположение своих коллег, умело балансируя между интересами думской бюрократии и требованиями губернатора Алексея Островского. Чутье подсказывает спикеру: смена власти в регионе может положить конец его карьере председателя и главы регионального политсовета «Единой России». А там, глядишь, отправят в «почетную ссылку», или нарисуется какое-нибудь уголовное дело, как это случилось с его протеже Владимиром Бурдули. Не случайно в ходе официального представления Василия Анохина Игорь Васильевич на всякий случай «посыпал голову пеплом» и пообещал исправиться: «Смена высшего должностного лица региона в первую очередь должна привести к изменениям в работе каждого из нас. Надо посмотреть на свои возможности и постараться выстроить работу так, чтобы она была более эффективной для жителей Смоленщины», — заявил спикер. Насколько опасения Ляхова обоснованы?

Владимир Слатинов, политолог, профессор Курского государственного университета:

— Есть ряд закономерностей, связанных с приходом губернаторов т.н. «новой волны». Как показывает практика, большинство таких губернаторов со временем возглавляют региональные отделения партии, если признается целесообразной консолидация элит вокруг губернатора-технократа. Почти во всех регионах Черноземья, кроме Воронежской области, где остался местный губернатор, губернаторы «новой волны» возглавили отделения «ЕР». Это Курский Старовойт, это Липецкий Артамонов, это Белгородский Гладков, и так далее.

Меняют ли спикеров новые губернаторы? Тренды очевидны — меняют, также как и мэров. В значительной части случаев спикер меняется но, все-таки, это делается под выборы в областной парламент. Если взять средневзвешенную историю в регионах средней полосы, то как правило происходит смена спикера после перезагрузки областного парламента на выборах. Это естественный процесс. Новый губернатор постепенно перезагружает под себя систему управления регионом. Это делается не мгновенно, но довольно последовательно. И вот эти позиции – мэр областного центра, лидер реготделения «Единой России» и спикер областного парламента – это статусные позиции, которые рассматриваются как существенные и в подавляющем большинстве случаев перемены здесь происходят. А вот их скорость и характер, хоть и имеют общую схему, зависят от конкретики в каждом регионе.

Поскольку в Смоленской области будут сдвоенные выборы – и в областную Думу и губернаторские – здесь ситуация сложнее. На мой взгляд, вырисовывается два сценария. Первый – это пакт нового губернатора с элитами, с теми игроками, которые сейчас есть, который не предполагает мощную перезагрузку региональной системы управления. Это возможно. Второй вариант – наоборот, вариант мощной перезагрузки. Это смена руководства «ЕР» и избрание нового спикера.

Мы понимаем, что субъектность «губернаторов новой волны» ограничена. По поводу них ключевые решения принимаются в администрации президента. Необычность ситуации в Смоленской области состоит в том, что Анохин уже работал замом Островского и для него регион не является белым листом бумаги, как для многих других «губернаторов новой волны», которые какое-то время адаптируются, а потом перестраивают под себя систему управления регионом. Но я бы не исключал ни одного, ни другого варианта. Какой вариант будет предпочтительнее – решат в АП на основе анализа ситуации в регионе и мнения нового врио.

SmolNarod.ru