В гостях у сказки

Все чиновники немного сказочники. Кто-то где-то приукрасил наше светлое будущее во время своей предвыборной речи, кто-то немного слукавил, говоря об отсутствии коррупции в регионе. Всех местных чиновников объединяет одно — сказки о том,  как замечательно жить, в нашем случае, на Смоленщине, когда они у власти.

Ох уж эти сказочники

В январском рейтинге «смоленских сказочников» первое место безоговорочно достается директору «Смоленскавтодор» Владиславу Апакову. Истории о том, как из-за «недобросовестных подрядчиков», якобы, парализуется работа крупнейшего в регионе дорожно-строительного предприятия, можно читать детям на ночь. Настолько они милы и наивны. Что касается самого предприятия, которое, по словам своего директора, перешло на современные технологии, то в реальности оно в большинстве случаев фактически выполняет роль посредника — распределителя бюджетных средств. Реально выполнением работ занимаются субподрядчики. Такие вот «современные технологии», ни больше, ни меньше.

Вот, допустим, в 2014 году на строительство «под ключ» мостов, тоннелей, эстакад, магистральных трубопроводов, линий электропередач «Смоленскавтодор» устроил конкурс на 118 млн рублей. Выиграл госконтракт единственный участник, хорошо нам знакомый Виадук-М. 

Еще один пример — открытый аукцион на 82 млн рублей на выполнение работ по реконструкции моста через реку Сож на км11+ 690 автодороги «Прудки — Монастырщина» в Починковском районе Смоленской области. Кто же его выиграл? Верно, Виадук-М.

viaduk

Подобных примеров можно привести достаточно, и многие из них объединяет два момента: заказчик — «Смоленскавтодор», единственный участник — «Виадук-М».  Впрочем, достается кусок пирога и фирме «Виадук – К», расположенной в соседней комнате офисного здания по ул.Смольянинова.

 Дорожный прорыв

О секретах подобного прорыва «Смоленскавтодора» можно рассуждать долго, так или иначе все они сводятся к одному человеку — Владиславу Апакову. Именно с приходом этого человека на должность директора управления автомобильных дорог Смоленской области у «Смоленскавтодора» началась новая жизнь. В каком-то смысле это предприятие стало чуть ли не главным распорядителем бюджетных средств региона, что позволяло Апакову «самому властвовать и всем владеть». А когда в апреле 2014 года губернатор Алексей Островский подписал распоряжение о внесении изменений в устав областного государственного бюджетного учреждения «Управление областных автомобильных дорог», «Смоленскавтодор» взял на себя часть функций у пребывающего в опале СОГБУ «Управления капитального строительства».

Благодаря изменениям в уставе, отныне «Смоленскавтодор» может участвовать, говоря казенным языком, «в согласовании местоположения границ земельных участков при выполнении кадастровых работ в отношении земельных участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Смоленской области».  Проще говоря — распоряжаться практически всей придорожной землей Смоленщины, не являющейся частной собственностью. Этим правом Владислав Викторович Апаков ни преминул воспользоваться. Первым кирпичиком стал смоленский авторынок. На месте работающего 20 лет предприятия кто-то решил построить бизнес-центр.

Согласно документам, в 2003 году администрация Смоленска предоставила ООО «Автоград» земельный участок площадью 12 тыс. кв. метров под авторынок. Стороны заключили договор аренды на неопределенный срок. Но 12 гектаров земли в самом конце проспекта Гагарина давно не давали покоя областному бюджетному учреждению. Развязка чуть было не наступила в 2012 году, когда решением арбитражных судов ООО «Автоград» обязали освободить участок. Тогда арендаторам торговых площадей на авторынке повезло, власть сменилась и про них забыли на целый год, а потом пришел Апаков.

И как-то сразу все завертелось, закрутилось, земельный участок, расположенный в Смоленске по проспекту Гагарина, был предоставлен департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области без проведения торгов в бессрочное пользование областному государственному бюджетному учреждению «Управление автомобильных дорог Смоленской области» в ноябре 2014 года. На месте авторынка «Смоленскавтодор» с февраля начнет строительство бизнес-центра.

скан ответ

Каким боком учреждение, специализирующее на строительстве и содержании автомобильных дорог, может выступать заказчиком строительства бизнес-центра — пока остается загадкой. Что касается смоленского авторынка, то предприниматели и собственники не согласились с перспективой кануть в Лету по воле чиновников. После неудачных переговоров с властями о продлении аренды данного земельного участка они выкупили землю неподалеку. «Ровно километр от старого рынка до нового, если ехать от проспекта Гагарина по Киевскому шоссе, там наш новый авторынок», — рассказал нам директор смоленского авторынка Дмитрий.

смоленский авторынок

Запас непрочности

Даже экономический кризис не повод унывать руководству СОГБУ «Смоленскавтодор». Пока планы по выходу бюджетной организации в соседние регионы были только на бумаге или озвучивались в придворной прессе, на сайте госзакупок появился запрос котировок на оказание услуг по сдаче в аренду офисных помещений для филиала СОГБУ «Смоленскавтодор» в Санкт-Петербурге.

Дотируемому из бюджета Смоленской области предприятию крайне необходимы офисные помещения, общей площадью не менее 225 кв. метров. Штат, который «Смоленскавтодор» планирует разместить в Северной столице, составит около 40 человек. Питерский офис смоленской компании должен располагаться не далее 10 минут ходьбы от станции метро «Автово». Цена аренды — полмиллиона рублей.

смоленскавтодор

Что же получается в сухом остатке?  Фактически бюджетное учреждение живет за счет процентов от исполнения госконтрактов субподрядными организациями, доверяя даже самые пустяшные работы предприятиям-смежникам. Не получила наша редакция и ответа на вопрос о том, зачем понадобилось Смоленскавтодору закупать материалы для АБЗ Смоленской области по почти вдвое завышенной стоимости, о чем шла речь в ходе интервью с депутатом областной Думы Константином Давыдкиным. Хотелось бы получить на этот счет не только комментарий самого Владислава Апакова, но и увидеть реакцию надзорных органов. Отдельный вопрос — сумма задолженностей СОГБУ субподрядным организациям, которую, почему-то, в ходе пресс-конференций также предпочитают не озвучивать. По нашим сведениям, она достигает полумиллиарда рублей. Не это ли слагаемые «смоленского прорыва» управления автомобильных дорог? Наша редакция продолжит искать ответы на эти вопросы.

Олег ПОНЯТОВСКИЙ

SmolNarod.ru