Олег Симоненков: «Наша цель – не штрафовать людей, а донести до них понимание, что город должен быть красивым»

Формирование современной эстетики древнего Смоленска – это сложный процесс, который должен учитывать историю города, но при этом смотреть в будущее. Выясняем, как бороться с незаконными граффити, вывесками на иностранных языках и силикатным кирпичом в архитектуре новостроек.

В ходе «Открытого интервью», которое состоялось в пресс-центре Смоленска, обсуждались актуальные вопросы внешнего облика города. Гость студии – начальник отдела городского дизайна Управления архитектуры администрации города Смоленска Олег Симоненков. Публикуем текстовую версию беседы.

— На плановых совещаниях в администрации Смоленска часто поднимается тема незаконных граффити. И складывается такое впечатление, что идет постоянный спор между полицией, которая должна ловить нарушителей, и администрацией города, в том числе управлением муниципального контроля, которое уполномочено составлять административные протоколы на собственников зданий. Мэрия кивает на полицию, полиция говорит, у нас рук на всех не хватает, и призывает мэрию воздействовать на собственников фасадов зданий, чтобы они приводили их в порядок. Так кто же все-таки за это отвечает?

— Стихийные граффити появляются на многих домах, общественных, жилых, муниципальных, государственных, то есть невзирая на право собственности. Тем не менее, собственник должен отвечать за свое имущество. В городе существуют правила, регулирующие размещение тех или иных элементов на фасадах здании, дополнительного оборудования, вывесок, кондиционеров, окраски фасадов. Каждый собственник должен иметь паспорт фасада на своё здание, в котором отражены все эти элементы. Стихийных граффити в паспортах фасадов не предусмотрено, они являются нарушением.

Как представитель администрации города, управления архитектуры, могу однозначно заявить, что наша цель не найти и казнить или выписать штраф. В полномочиях полиции поимка нарушителей. Но это не такая простая история. Попробуй найти этого графитчика, его и по камерам иногда не отследишь. Часто люди просто в балаклавах подойдут с баллончиком, разрисуют и убегут. Поэтому в проблеме виноваты мы все. Это общая культура. Культура горожан, культура тех родителей, у которых такие дети. Кто-то улыбнется на проказы своего ребенка, который разукрасил фасад, и на этом все закончится. А кто-то примет воспитательные меры.

Олег Симоненков: «Наша цель – не штрафовать людей, а донести до них понимание, что город должен быть красивым»

— А у полиции действительно не хватает возможностей?

— Я думаю, да, это действительно так. Мы же видим, что поймать хулиганов проблематично. Система «Умный город», которая есть у полиции, не всегда может распознать. А если и поймают, как недавно на Бакунина, выпишут штраф 1500 рублей, хотя ущерба там куда побольше.

Мы со своей стороны обращаемся в управляющие компании. Они обязаны следить за фасадами. И они принимают меры, зачастую действенные, то есть просто закрашивают эти рисунки. В случае частных магазинов их владельцы часто не ждут никаких предписаний. Чтобы не наносить урон своему бизнесу, он сам быстрее это закрашивает, и не будет ждать полицию, или пока это сделает управляющая компания.

— А если бы было некое большое общественное пространство, где эти графисты, уличные художники, могли бы самовыражаться? Есть города, индустриальные улицы, где ребятам дают возможность приходить и рисовать. Это бы помогло?

— В Смоленске предпринимались такие попытки, проходили уличные фестивали граффити. Так появлялись граффити на набережной Днепра, на кинотеатре «Современник». Легальное граффити — это недешёвое удовольствие. Баллончик стоит достаточно серьёзных денег, а для большого панно их нужны десятки.

На улице Пржевальского возле КВЦ большое панно метров 15 высотой, 10 шириной, обошлось не в одну сотню тысяч рублей. Это и работа вышки, и куча краски, и труд людей. Также нужно учитывать, на что наносится граффити. Если речь идет о кирпичной кладке, как на Пржевальского, это одно дело. Если о штукатурке, как в кинотеатре «Современник», — это другое. Нужно понимать, что граффити – это не монументальное искусство, оно живет несколько лет. Что касается нелегалов, то их мотив зачастую – бросить вызов обществу.

Олег Симоненков: «Наша цель – не штрафовать людей, а донести до них понимание, что город должен быть красивым»

— Накануне Нового года было издано постановление администрации города о запрете вывесок на иностранных языках. Как вы собираетесь исполнять данное постановление, и планируется ли штрафовать тех, кто имеет «иностранные» вывески?

— К этому постановлению надо привыкнуть, в том числе и нам, чиновникам, и конечному потребителю. Пока это некое послание смоленским предпринимателям. Но оно задокументировано, в нем прописаны санкции за его неисполнение, потому что вывески наносятся на фасады, а к фасадам применяются правила благоустройства города. Нарушение правил благоустройства – это административное правонарушение. Статья 17.5, (Невыполнение требований, установленных правилами благоустройства территории городского округа, городского, сельского поселения Смоленской области), за которое предусмотрено конкретное наказание. Вывески, их внешний вид и содержание, тоже регламентируются правилами благоустройства, которые требуют от собственников и арендаторов помещений иметь паспорт фасада здания. Если вывески в нем нет, или она нарушает правила благоустройства, или она расходится с утвержденным паспортом, то это нарушение. Штраф – 5000 рублей.

Но все равно, подчеркну, наша цель – не оштрафовать людей, а донести до них понимание того, что город должен быть красивым. Приведу простой пример. К вывескам на английском мы относились «на ура» в 90-х. Кругом были контрастные цвета, потому что это ярко и привлекает к себе внимание. Десять лет назад, к юбилею города, начали наводить порядок. Начали убеждать предпринимателей: хватит вешать большие баннеры с неэстетичными дешевыми элементами, огромными буквами. Давайте делать аккуратные маленькие, объемные буквы с подсветкой. Где-то пришлось применять карательные меры. Сняли половину вывесок с улицы Держинского. Помните, наверное, магазин на улице Беляева — у нас была целая “войсковая операция” с автовышкой и полицией, пришлось понуждать собственника сменить вывеску на более эстетичную. Мы им объясняем, что вы не только делаете город красивее, но и экономите деньги. Ведь чем компактнее вывеска, тем она дешевле. Сделает один – подсмотрят соседи и сделают так же.

Люди выезжают за границу, тоже смотрят, а как там? Так приходит понимание, что маленькая вывеска на уровне глаз работает эффективнее, чем огромная, вынесенная на крышу здания. 70% взгляда у человека, когда он идет по улице, обращено ниже линии горизонта. Исключение разве что автомобилисты, там чуть иное восприятие.

Олег Симоненков: «Наша цель – не штрафовать людей, а донести до них понимание, что город должен быть красивым»

— Вопрос про перекресток улиц Николаева и Октябрьской Революции. Пятиэтажная«хрущевка» (дом №22) и напротив «брежневка» (дом №13), где магазин «Кругозор». Все дома страшные, обшарпанные, но это видовое место. Там каждый день ходят сотни, тысячи людей. Неужели нельзя привести это место в порядок? Оштукатурить фасады, сделать единообразное остекление лоджий, как это, например, сделано в Витебске на площади Победы?

— Приведу пример с домом рядом, №4 по улице Николаева, и хочу обратить внимание, может быть, смоляне будут следовать примеру жильцов. В доме сильный коллектив жителей, и у них ответственная управляющая компания. У них управдом в течение месяца в мэрию ходил как на работу. И добился того, чтобы дому сделали хороший фасад, двухцветный, творческий. Так вот у нас у всех есть такая возможность – делать свое жилье лучше. Раньше оно было государственным, теперь все частое. Не забывайте о том, что своим частным имуществом надо тоже управлять. Фасады — это общедомовое имущество. Ваши деньги идут на ремонт дома. Поэтому в данном случае очень важно проявлять инициативу.

Олег Симоненков: «Наша цель – не штрафовать людей, а донести до них понимание, что город должен быть красивым»

К тому же надо учитывать менталитет людей. Вот, к примеру, мы сейчас соберемся с вами и пойдем на собрание в дом, где «Кругозор». И если вы поднимите вопрос о единообразном остеклении лоджий, то вы очень много услышите от людей о себе лично. Люди будут возмущаться, что их «нагружают» на лишние траты, потому что кому-то придется снести остекление, на которое они тратили деньги, и поменять на новое. Поэтому, опять же, это вопрос культуры. Со школы нужно воспитывать, что эстетика должна быть в быту. Не только в твоей собственной квартире.

— Есть ли у мэрии Смоленска стратегический план развития нашего города? Долгосрочный план. Складывается впечатление, что мы живем сегодняшним днем. Что будет завтра? Куда город будет строиться? Какие будут решения по реконструкциям и прочее?

— Тут вопрос не по моим погонам, мягко говоря. Но что лично я вижу. Город меняется к лучшему. Благоустройство идет семимильными шагами. Вижу по своей работе, идет посыл застройщикам от руководства области, города, что нельзя больше строить серые коробки из силикатного кирпича. Такой подход находит понимание и поддержку. Идет такой посыл для тех же проектировщиков, что при изготовлении кирпича можно добавить колер, и это стоит копейки. Где-то можно применить вентфасад. В итоге ты потратишь ровно столько же, но у тебя будет «конфетка» стоять.

Чувство вкуса надо воспитывать. Это такая иллюзия, что человек родился, и у него врожденное чувство вкуса. Не бывает такого. Вкус формирует среда, родители, школы, окружение, книги, которые ты читал. Мы, чиновники, в рамках нашей компетенции должны регулировать эти процессы. Мы подвигаем людей быть смелее в творческих предложениях. И это находит поддержку.

SmolNarod.ru