ФАПы Смоленской области: один пишу, два в уме

Почти 30 миллионов рублей из федерального бюджета выделят в 2023 году на модернизацию ФАПов и врачебных амбулаторий Смоленской области. Дополнительные средства направят на возведение ФАПов в селах и деревнях Смоленского, Вяземского, Велижского, Духовщинского и Починковского районов. Как показывает практика, бюджетные траты на модернизацию первичного звена здравоохранения в смоленской глубинке не всегда приводит к ожидаемым результатам. Причина – кадровый голод и отсутствие должного финансирования на фоне в целом приличного материально-технического обеспечения отрасли. 

Фельдшерско-акушерские пункты в районах Смоленской области испытывают хронический кадровый голод. Причем, это касается не только старых амбулаторий, но и новейших модульных комплексов, построенных в населенных пунктах региона за последние годы в рамках нацпроекта «Здравоохранение».

Средства на оплату труда фельдшеров поступают в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС). Однако до ФАПов (новых и старых) эти деньги зачастую не доходят. В результате благое начинание, на которое в 2020 году был выделен 261 млн рублей, превратилось в полумеру. На проблему обратила внимание председатель Смоленской региональной общественной организации «Врачебная Палата», председатель комиссии Общественной палаты Смоленской области по здравоохранению Наталья Аксенова. Вот как она прокомментировала ситуацию:

«В октябре 2022 года в комиссию Общественной палаты, которую я возглавляю, поступили обращения от граждан по поводу работыФАПы Смоленской области: один пишу, два в уме фельдшерско-акушерских пунктов. Это вопрос архиважный и, к сожалению, проблема до сих пор не решена. Есть две проблемы. Первая – недавно построенные в рамках госпрограммы ФАПы до сих пор не имеют сотрудников. На сегодняшний день более 50% ФАПов Смоленской области имеют лишь совместителей, хотя в каждом должен быть фельдшер на ставку. Совместители подрабатывают и приезжают один-два раза в неделю на несколько часов, хотя должны оставаться постоянно в населенном пункте.

Например, есть ФАП в Добромино (Глинковский район). В этом населенном пункте живет фельдшер, которая отказалась работать в ФАПе по причине низкой зарплаты. У них ненормированный рабочий день и мало кто согласен работать в таком режиме за зарплату от 15 до 18 тысяч рублей в месяц. За эти деньги фельдшер должен круглосуточно оказывать помощь населению по первому зову.

Согласно всем нормативным документам на ФАПы отпускаются огромные средства. Шесть лет назад ОНФ на встрече с Владимиром Путиным поднял этот вопрос, было дано задание проработать его немедленно. Были установлены правила ОМС, согласно которым ФАПам отпускается фиксированная сумма, которая не привязана к количеству граждан, получивших обслуживание, и зависит от численности жителей в населенном пункте. Если бы все деньги, которые заложены в системе ОМС, доходили до фельдшерских пунктов, то заработная плата фельдшеру могла бы доходить до 50 тыс рублей. И тогда, я полагаю, таких проблем, как в Добромино, у нас бы не было.

Но проблема в том, что деньги от ОМС идут в районные больницы, и там главврачи сами их распределяют. К великому сожалению, они «не окрашены», т.е. не имеют прямого целевого назначения. Поэтому вопрос о том, как их тратить – на совести главврачей. И тут возникает проблема долговой нагрузки районных больниц. Многие вышли из этой ситуации, а во многих больницах все равно остаются долги. Это долги за коммунальные услуги, медикаменты и так далее. В результате главврачам приходится лавировать и решать, направлять деньги на зарплаты врачам, или гасить долги и обеспечивать жизнедеятельность медучреждения. Во многих регионах принято волевое решение: все деньги до копейки, которые приходят в рамках ОМС, должны идти по целевому назначению. Если этих денег не хватает – деньги должен добавлять субъект РФ. Тот бюджет, который дан Смоленской области в рамках госгарантии – 13 млрд рублей – на мой взгляд, его вполне достаточно.

У меня вопрос главврачам: почему в Ельнинской и Велижской ЦРБ средств хватает на погашения долгов, а в других – нет? Ответа на этот вопрос не следует.

Корень проблемы – недофинансирование отрасли. Я считаю, что так безразлично относиться к населению села нельзя. Это касается и исполнительной власти, и всех остальных. Помимо проблемы заработной платы есть и проблема доступности лекарств для населения. Зачастую эту проблему тоже приходится решать фельдшеру, который собирает деньги с нуждающихся пациентов, своим ходом едет в райцентр в единственную аптеку, и потом везет эти лекарства тем, кто просил об этом.  На сегодняшний день все наши ФАПы имеют лицензию на фармацевтическую деятельность. Однако с момента выхода закона о маркировке лекарственных средств нужно было закупить еще некоторое оборудование – кассовые машины и сканеры, которые это будут считывать. До настоящего времени этого не сделано. Несмотря на то, что Общественная палата ставила этот вопрос, он до сих пор не решен».

В Смоленской области за последние годы открыто более 55 новых ФАПов. Всего в регионе действует 488 ФАПов. По официальным данным кадрами закрыто все 100% амбулаторий. Но фактически около половины из них – это совместители. Однако и они зачастую записаны для галочки: фактически врач «наезжает» в медпункт один-два раза в неделю. Большую часть времени новые модульные ФАПы простаивают без дела.

ФАПы Смоленской области: один пишу, два в уме
Facebook-страница Полины Хомайко

Как рассказал SmolNarod.ru медицинский функционер (на условиях анонимности), исправить ситуацию с кадровым обеспечением смоленских ФАПов могло бы увеличение финансирования всей медицинской отрасли. На сегодняшний день бюджет здравоохранения региона, который составляет порядка 13 млрд рублей, почти полностью состоит из средств ОМС. Однако сама система ОМС практически не имеет маржинальности, а зачастую – уводит больницы «в минус». Страховых средств по нормативам вроде как достаточно, но в сущности они составляют лишь бюджет выживания.

Во многих более зажиточных субъектах РФ власти субсидируют медицину из региональных бюджетов. Это позволяет все средства ОМС направлять исключительно по целевому назначению. Однако в Смоленской области главврачи вынуждены лавировать, — считает собеседник SmolNarod. В результате мы имеем порочную практику, когда ОМС идет на погашение долгов и надбавки отдельным врачам в районных больницах за счет их фиктивного трудоустройства на полставки в сельские ФАПы. Это позволяет главврачам финансово поддержать наиболее ценных сотрудников. Однако работа в сельских амбулаториях превращается в фикцию, которая позволяет делать красивые отчеты «наверх», но фактически не решает ключевых задач, направленных на усиление первичного медицинского звена.

Если бы система работала исправно, эти средства можно было бы направлять на зарплаты живущих в поселениях фельдшеров. Как правило, это пожилые люди, которые знают свое дело, но категорически отказываются работать больше за те же деньги. А больше денег им не дают, т.к. они «оседают» в центральных районных больницах. Так на практике возникают ситуации как в деревне Добромино Глинковского района или  Семлёво Вяземского района: фельдшер есть, но работать он отказывается. В результате новые амбулатории, построенные в рамках нацпроекта «Здравоохранение», простаивают без дела, — полагает наш собеседник.

До конца апреля 2023 года Общественная палата Смоленской области проведет круглый стол, посвященный работе первичного медицинского звена. По его результатам региональным властям будут направлены решения круглого стола по совершенствованию отрасли.

 

 

SmolNarod.ru