Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж

Главные новости
Один из лучших строительных проектов Смоленской области, как его окрестили профессионалы, велся силами столичной компании. Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что объект удалось сдать не только в срок, но и надлежащего качества.

Сегодня здание бывшей гостиницы «Смоленск», а ныне – арбитражного суда Смоленской области, фактически обрело свой первозданный вид. Как рассказали строители в своем блоге, была поставлена задача восстановить здание в legacy-виде и из legacy-материалов, а потом плотно набить инженеркой и поставить защищённый пункт связи.

Вот в таком виде нам его передали:

c7b8d551f299489bbdcbe0cdf0bc41bb

Начать надо с того, что нынешнее здание суда во время ВOВ было штабом немецких захватчиков и одновременно офицерским борделем. В 90-х там открыли казино. Потом была гостиница. Под этими культурными слоями нам и нужно было найти сталинский ампир.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Вот по этому балкону в целом можно судить о том, как здание дожило до наших дней

Итак, на момент постройки (37-й год) здание было спроектировано в духе конструктивизма, но быстро переделано под резко сменившийся стандарт — сталинский ампир.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж

На момент начала немецкой оккупации сохранились более детальные фотографии. Вот одна из них, это 1942 год:

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Немцы поставили временные указатели в центре города

Примерно до такого вида нам и надо было откатить здание, заодно обновив всё то, что за 80 лет пришло в негодность.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Балконные несущие конструкции пришли в аварийное состояние. На балкон можно было выйти два раза — по количеству балконов на фасаде.

Как я уже говорил, в 40-х годах там образовался немецкий офицерский корпус. Дело в том, что в городе после бомбёжек уцелело всего два крупных здания: как раз наше и ещё собор. Судя по логам, с 1937 года по 2010-й прошло 4 капитальных ремонта и некоторое количество косметических.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж

Проблемы касались в основном того, что в 37-м году железобетон ещё казался ненадёжной и непроверенной новой технологией, и потому строили классически. То есть из обычного бетона, который без арматуры внутри обладает весьма интересными свойствами.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Вот примерно такими: это разводы плесени за десятки лет на несущих конструкциях

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Или вот такими: аварийное состояние ограждающих конструкций балконов

Архитекторы смогли поднять самые разные исторические документы, включая часть чертежей (что уже само по себе было не самой тривиальной задачей). На их основе они заново пересчитали здание и прописали детальный архитектурный проект, который стал инструкцией «широкими мазками», что и из чего строить. Точнее, который показывал, как здание должно выглядеть в итоге, и регламентировал часть материалов.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Эскиз

Нам на месте надо было осмотреть каждый сантиметр здания и решить, какой конкретно метод восстановления надо применить. Параллельно решалась задача «осовременивания» здания — например, сейчас суду нужно оптоволокно, защищённые кабель-каналы, «немного» другое отопление, совсем другая электрика и так далее. Чтобы было понятнее — в годы после электрификации страны электрокабель вели прямо по стенам на керамических круглых изоляторах, и, естественно, никто особо не думал, что через 80 лет понадобится штробить коммуникации или делать фальшпотолок. Самой сложной частью была историческая: холл и ещё немного помещений вокруг, которые считаются памятником архитектуры и где вообще нельзя ничего лишнего. Даже датчики пожарной сигнализации пришлось ставить «длинные» — так, чтобы они начинали смотреть лучом (на пересечение дымом) из-за «культурной» зоны и заканчивали с другой её стороны.

Мы аккуратно разобрали, что было можно, а потом поставили большую часть наполнения здания заново. Начали с фундамента, закончили кровлей. Все перекрытия, колонны, стены, все несущие конструкции, если обобщить — они модернизировались, усиливались, менялись. Весь комплекс работ по инженерным системам: электроснабжение, водоснабжение, вентиляция, кондиционирование, слаботочка/СКС, СКУД. Самым сложным было реставрировать здание, то есть придавать ему тот облик, который был задуман в 37-м году. Почему сложно? Потому что дьявол в мелочах. Вот, например, смотрите, стоят статуи:

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж

Сеткой статуя примотана к фасаду, чтобы не упасть на голову кому-нибудь из прохожих. То есть, конечно, сначала эту статую заанкеровали железным прутом:

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж

А потом она начала разваливаться на части, и поэтому приштуковали сеткой. Изначального вида этих статуй нигде нет — довольно сложно понять, как они выглядели (или должны были выглядеть) в 37-м. Но то, что они были, известно из документов и фотосвидетельств. Поэтому мы аккуратно демонтировали их. Что хуже — в подвале, покрытые плесенью, как мхом, лежали ещё куски статуй и лепнины. Надо было аккуратно отсканировать каждый кусок на трёхмерной лазерной установке, затем почистить от плесени и грибов, сканировать ещё. Потом собрать то, что можно назвать восстановленной моделью, затем с помощью скульпторов вырезать из камня новые и смонтировать их по месту:

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
У нас там было две очень повреждённые статуи, которые по новым документам прошли как «колхозник и колхозница». Эксперты из Пензы сказали, что «колхозница» — тоже мальчик, но делает что-то непонятное, вроде каменщик. Вот он на фото. В старых документах — металлург и плотник.

С лепниной было сложнее. Дело в том, что декор в конференц-зале (с самого начала до конца существования гостиницы этот зал был рестораном «Днепр», главным в городе) был уничтожен варварами, которые открыли казино в 90-х.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
90-е годы, времена казино

Акантные листы и пилястры снимали, делали с них слепки, отливали всё заново из гипса, везли назад. По сути реставрация — это когда новые технологии не используются, а применяется всё старое доброе из 30-х годов. Было, конечно, дикое желание сделать всё из современных полимеров. Но нет, мы делали из дерева и гипса, потому что так надо. Практически все детали залов заменены. У главной лестницы мы приводили в порядок ограждающие конструкции — меняли половину балясин (они оказались расколоты). Опять же, каждый раз вопросы, например: старинный дубовый поручень можно было попросту забраковать по акту (дешевле и проще сделать новодел), но мы не стали, вместо этого восстанавливали именно его. К сожалению, люстры воссоздать не получилось — точных свидетельств не нашлось, а очевидцам должно быть больше 90 лет, чтобы более-менее помнить. Мы подобрали аналоги.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Ионическая капитель

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Люстра. Сбоку в реконструированной части дико смотрится экран, но, увы, именно туда его надо было поставить. Ничего с этим нельзя поделать.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Композитная капитель с листами папируса в холле

Каждый элемент не просто сразу заново отливался, а обязательно согласовывали с заказчиками, с местными архитекторами и с департаментом культуры. После этого получали «да» или комментарии. Если всё было хорошо, то начинали производить. Если нет — попытка номер два. Это касается всего по зонам реставрации. Больше всего вникал главный представитель заказчика. Да, нам дико повезло, и он оказался дико замотивирован помогать по всем вопросам. Ну, или сношать нас во все дыхательные отверстия, если что-то шло не так. Он появлялся на стройке каждый день. Придирался ко всему, требовал переделать всё то, по поводу чего были сомнения. По пятницам очень интересно рассказывал про родной город. Описывал нам историю следственного изолятора и рассказывал, какой там ремонт в камерах, и что если что-то будет не так, мы тоже его очень оценим. Мы боялись, потому что субподрядчики, естественно, косячили — мы работали с ними как умели, но всё же пара неприятных случаев, когда пришлось разбирать и переделывать, случилась. К концу проекта заказчик явно увидел прогресс и больше всё же говорил про историю города, которую знал очень хорошо.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Плесень на потолке лестничного холла

Вернёмся к зданию. Часть материалов всё же можно было (и нужно было по проекту) заменить на новые, иначе не вписались бы в современные требования. Например, вместо деревянных перекрытий всё же поставили железобетонные, иначе нагрузка 400 килограмм на квадратный метр была бы невозможна. Фундамент тоже пришлось менять по стандартам — раньше был забутовочный кирпич, сейчас стал монолитный.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Работы

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Позже

Много где везло, и были чертежи. Например, решётка на батарее в документы попала, а вот лепнина в главном зале — нет. Пол был несколько раз уничтожен — последний раз в 60-м делали. Мы меняли на качественный гранит (раньше были колотые плиты) — архитекторы и культурологи решили, что это допустимо.

Сложно было с цветом, но, к счастью, нас эти вопросы почти не коснулись. В чертежах цвета нет, на фото тоже (они чёрно-белые), а потом здание пару раз поломали и переделали. В итоге нам цветовую гамму по элементам выдали архитекторы, и если возникали вопросы — согласовывали с «культурой». По сути, известны были только общие названия цветов, плюс следы «археологических слоёв» краски. По ним и восстанавливали. Например, вот как архитектор решил по цвету входа:

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Здание перекрашивалось десятки раз из-за специфической погоды региона

С годами фасад, конечно, станет чуть темнее. Да, кстати, фасад — это сплошная боль. Был он вот в таком виде:

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
На день города

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Разрушения на внутреннем фасаде

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Состояние отделки внутренних фасадов

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Ещё деревца

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Здесь и в подобных случаях бетон пришлось менять на стеклофибробетон

Кровля текла — мы её несколько раз переделывали, пока не перестала. С ней была характерная проблема недостатка теории в 30-х — сложный угол, было принято неверное техническое решение. Но это не ошибка, тогда ошибаться было нельзя: если ты сделал неправильно — дальше строишь дома в Сибири. Если вспомнить, станцию метро проектировали без компьютера за 4 недели. Приходили из НКВД и ставили в критичный дедлайн: не успеете — расстреляем. Так вот, это кровля — это не баг, это фича.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Крыша до реставрации

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Она же

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Реконструированная кровля

По инженерке тоже весело. На тот момент ещё не существовало вентиляционных систем. Электричество было — это были открытые провода на фаянсовых креплениях. Отопление делалось с помощью местной котельной со встроенным кочегаром. Мы, кстати, как раз во время демонтажа раскопали спрятанную в складках здания угольную шахту. К счастью, без кочегара. Ещё куски казино выкопали.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Вот примерно так

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Тепловой пункт до реставрации

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Инженерка даже работала. Правда, не вся.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Новая котельная

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Приточная установка

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Насосная станция хозяйственной и питьевой воды

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Наружные блоки комфортного кондиционирования

Нужно было уходить от общепринятых стандартов при проектировании слаботочки, всё же не офис. Чтобы не вести магистрали и трассы по фойе и коридорам, приходилось делать магистрали в неудобных для нас, но нужных для здания местах. В неисторической части клали за потолком, где получалось. В исторической — в основном всё беспроводное или миниатюрное. Безумно жалко, конечно, что турникеты СКУДа и электронная очередь вообще не вписались в интерьер, но таково требование наших реалий.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Главный вход после реставрации

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Оповещение, камера, датчик. Кстати, дерево тогда тоже не обрабатывали пропитками — мы обработали.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Лестница. Окна неслучайно такие: тогда главной проблемой дерева был грибок, и поэтому везде делалась надлежащая инсоляция. Окошко на уровне макушки в хрущовках в ванной — тоже для этого, чтобы в вашей ванной не завёлся туберкулёз.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Кнопка

В современном понимании интеллекта в здании мало в сравнении с дата-центром, но, конечно, у всех систем своя автоматика и своя логика. К счастью, залы заседаний, где как раз надо много «фарша» в стенах, не исторические, и там всё было просто.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Место секретаря заседания

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Зал

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Помещение ИБП

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Байпасс ИБП

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Электронная очередь

На первом этаже есть видео-конференц-пункт (зал заседаний) для маломобильных групп населения.

Телеметрия всех подсистем выводится на диспетчерский пункт. Большей частью здания можно управлять оттуда, но есть полное «ручное» управление на месте рубильниками. И ещё закрытая часть — та самая, где нельзя снимать, про которую нельзя особо рассказывать, и где стоит защищённая связь. Там чуть сложнее.

Строители рассказали, как велась реконструкция гостиницы «Смоленск»: фоторепортаж
Архитектурная подсветка

Источник: habrahabr.ru

SmolNarod.ru