Whisper Arts разрабатывает мобильные приложения уже более десяти лет. Смоляне создают полезные мобильные продукты, которыми ежедневно пользуются люди по всему миру. В Play Маркет и App Store приложения смоленской компании-разработчика уже скачали более 40 миллионов раз. Smolnarod пообщался с руководителем компании Олегом Демьяновым.
Всё благодаря детям
Компания Whisper Arts начала разрабатывать мобильные приложения около десяти лет назад. Постепенно хобби стало смыслом жизни, и уже в 2014 году компания была официально зарегистрирована. Изначально первые приложения Whisper Arts были «рождены» благодаря детям: айтишники быстро и прочно заняли нишу разработки приложений для детей и их родителей — не только на российском рынке, но и за рубежом.
Успехи этой смоленской ИТ-компании привлекли внимание крупных игроков, поэтому появились проекты с «Диснеем», «Смешариками», «Мурзилкой», «Тридевятым Царством» и другими. Однако рынок мобильных приложений стремительно развивается, в том числе в детской нише, соответственно растет и количество конкурентов.
«Мы поняли, чтобы расти – нам надо выходить на новые ниши. Поэтому параллельно с приложениями для детей мы стали развивать и софт, полезный для молодых родителей. На тот момент у меня родился второй ребенок. И жена все время записывала в блокнот, какой грудью она кормит. Ночью она тоже вела свой «дневник наблюдений», чтобы не запутаться. Тогда и возникла идея: а почему бы не попробовать сделать приложение для мам, которое облегчит им жизнь? Запустили приложение по грудному вскармливанию «Дневник ребенка», и получили положительный отклик. В настоящий момент это одно из топовых приложений по всему миру, которое более восьми лет развивается и обрастает новыми функциями», – говорит Олег Демьянов.
Так и родилась идея создавать приложения уже для более широкой аудитории.
«Такими приложениями пользуется огромное количество людей. Кроме того, они проще масштабируются. Для того чтобы вывести приложение на международный рынок достаточно сделать качественную локализацию и адаптацию для взрослых, а это гораздо проще, в отличие от детских приложений. В настоящее время наши приложения переведены приблизительно на 40 языков мира. При этом в каждой стране есть свои локальные нюансы и культурные особенности», – поясняет руководитель компании Whisper Arts.
Экосистема полезных приложений
Многие приложения компании основаны на личном опыте каждого члена команды. Например, приложение Mr. Pillster, созданное для учета и напоминания о времени приема лекарств, – появилось тоже благодаря семье и детям.
«Дети, конечно, болеют. Моя жена давала лекарства то одному ребенку, то другому. Она записывала в блокнот, какие таблетки и сиропы давала детям, чтобы ничего не забыть. Для того, чтобы облегчить ей работу мы решили создать трекинг учета лекарств, благодаря которому вы точно знаете, во сколько и какое лекарство надо принимать. Приложение напомнит вам, что нужно принять лекарство или, например, померить температуру. Кстати, когда через полгода мы проанализировали статистику, то выяснили необычный факт: основная аудитория этого приложения – мужчины «45+», – вспоминает Олег.
На этом компания не остановилась и продолжила выпускать полезные приложения: были созданы дневник ухода за животными, дневник домашних дел, дневник ухода за растениями и так далее.
В Whisper Arts пробовали также создавать приложения для бизнеса.
«У нас есть пара проектов, которые мы ведем с постоянными бизнес-клиентами, но новые заказы по этому разделу пока не берем. Всё-таки акцент нашего ПО сделан на собственные продукты и идеи», – отметил Олег.
«Экосистема полезных приложений росла и продолжает расти, и на текущий момент у нас насчитывается 40 миллионов скачиваний. Нашими приложениями пользуются десятки тысяч человек. При этом мы не работаем с аутсорсингом, и все проекты созданы собственными силами компании. Всё, за счет чего живет проект, – это продукты, которые мы придумываем внутри, которые мы постоянно развиваем и дорабатываем. Пользователи либо покупают полную версию, либо смотрят рекламу. За счет этого мы содержим свою команду и постоянно развиваем приложения», – подчеркивает Олег.
Кстати, компания Huawei не так давно представила свои часы. И Whisper Arts стала одним из первых партнеров, адаптировав свое приложение специально для этих часов.
«Мы одни из первых, кто для новой модели часов выпустил наше приложение Mr. Pillster. Когда проходила презентация, то иконка нашей компании «светилась» вместе с другими известными партнерами-гигантами», – говорит Олег Демьянов.
«Наши приложения помогают людям ежедневно»
По словам Олега Демьянова, в планах компании Whisper Arts – продолжать развивать рынок мобильных приложений.
«Наши приложения помогают людям ежедневно, а нам в свою очередь помог смоленский Центр «Мой бизнес». Мы сотрудничаем уже несколько лет. Там работают классные, энергичные люди, с которыми приятно общаться. В рамках господдержки бизнеса в Смоленске они устраивали различные обучающие мастер-классы и семинары, куда приглашали известных спикеров. 90% наших сотрудников побывали на их мероприятиях, и почти каждый раз после этого привносили в нашу команду действительно крутые идеи. Несколько лет назад благодаря центру «Мой бизнес» в федеральном издании «Лента.ру» появился материал о нас. Эта статья помогла нам найти сотрудника в команду. Девушка прочла ее, и через какое-то время оказалась на собеседовании в Whisper Arts. У нее оказалось отличное резюме, и мы взяли работать ее в компанию», – рассказал Олег.
В ближайшей перспективе Whisper Arts планирует запуск трех новых продуктов.
«Мы делаем наши приложения лучше и лучше, и наши пользователи помогают нам в этом, постоянно давая обратную связь. Хотим, чтобы как минимум сотни тысяч пользователей применяли наши приложения в повседневной жизни. В XXI веке интернет вещей и мобильные приложения помогают людям значительно облегчить житейские хлопоты», – отметил руководитель компании.
Рынок специалистов
За технологиями – будущее. И многие родители задумываются, чему стоит обучать своих чад со школьных лет. По словам Олега, можно начать с азов.
«Как говорит наш технический директор Артем, надо обучать основам, а все языки программирования, в принципе, одинаковые: в основе всего лежит логика и алгоритмы, отличается только синтаксис. Поэтому необходимо знать базовые основы этих алгоритмов. Область мобильных разработок обширна, сейчас у нас нет четкой специализации. Во-первых, нас мало. Мы друг друга можем заменить: ты можешь быть и дизайнером, и тестировщиком одновременно. В Whisper Arts работают универсальные специалисты, которых сейчас достаточно сложно найти. Но если у человека есть желание, он может научиться. Ребята к нам приходят на практику из колледжей и вузов. Понимая, что специалистов очень мало, мы стараемся никому не отказывать, направлять их, часто занимаемся наставничеством. Поэтому, когда в прошлом году нам срочно понадобился новый сотрудник, мы заглянули в «список» практикантов, и быстро наши кандидатов для работы в компании», – рассказывает Олег Демьянов.
Кстати, один из молодых сотрудников компании окончил СмогГУ. В отличие от большинства однокурсников он решил работать по специальности и занялся программированием. Теперь он член команды и сам помогает вновь прибывшим в Whisper Arts. А второй молодой человек – вообще круто изменил свою жизнь: раньше он был поваром, но из-за коронавируса потерял работу и решил стать программистом. И у него получилось!
«Во время пандемии меня уволили из сферы общепита. В компании Whisper Arts я работаю уже год и три месяца. У меня была база в области программирования. Теперь надеюсь, что нашел себя. Это творческое, перспективное, да к тому же и увлекательное дело. За технологиями – будущее» – подчеркивает Егор.
Smolnarod пообщался с мобильным разработчиком Артемом, который трудится в компании около трех лет.
«Я оказался в Whisper Arts в студенчестве, когда оканчивал бакалавриат в СмолГУ. Целенаправленно искал место работы именно в области разработки мобильных приложений. Многие сокурсники ушли работать не по профессии, а мне всегда нравилось программирование. Еще в вузе я создал студенческое приложение по просьбе нашего декана факультета. А потом оказался в нужное время в нужном месте – в этой компании. Коллектив маленький, но, возможно, в этом наша «фишка». Считаю, что наша работа – это творческий процесс. Несмотря на то, что данный процесс технический, программиста можно назвать «творцом». Каждый из нас представляет ни одну шестерёнку, а несколько. Я горжусь, что работаю здесь. Каждый программист проходит тернистый путь, задачи становятся сложнее и сложнее. Но нельзя стоять на одном месте. Поэтому я развиваюсь, набираюсь опыта и в дальнейшем готов делиться им с будущими коллегами по цеху».
Александра – менеджер проектов: «Наши приложения – это результат коллективной работы. Мы вместе изучаем потребности пользователей, проводим с ними регулярные встречи и интервью. Далее начинается интересный путь от идеи до реализации: мною создаются макеты будущего приложения, дизайнер трудится над визуальной частью, программисты придают нашим идеям форму и смысл. Каждый из нас трудится над тем, чтобы у пользователя появилось не просто очередное приложение в телефоне, а помощник (как наши детские трекеры и приложение для сна), заботливый друг (приложения-дневники), учитель (детские журналы)».
Тенденции в IT и поворотные моменты для Whisper Arts
IT-отрасль постоянно и стремительно развивается. Каждому члену команды Whisper Arts помимо того, что необходимо иметь за спиной определенный багаж знаний в этой сфере, также следует постоянно учиться чему-то новому.
«Мы следим за рынком, сами придумываем новые идеи. Сейчас несколько проектов у нас находятся в разработке. Важно, чтобы они могли хорошо масштабироваться, и, конечно, приносить прибыль. Когда мы запускали свое первое приложение, то думали, что выложим его в стор и, грубо говоря, забудем. Но это так не работает. Дело в том, что каждый год выходит новая версия операционной системы, а с ней – новые требования. Поэтому приложения необходимо постоянно адаптировать, обновлять. Кроме того, есть требования сторов и их тоже надо выполнять. Например, в Европе есть закон, согласно которому пользователь может управлять своими данными. Нам пришлось изучить этот закон и внедрить требования, согласно которым мы теперь ему соответствием. Если мы не будем соответствовать необходимым требованиям, то приложения будут удалены», – поясняет Олег.
Рынок мобильной разработки достаточно молод. По его словам, есть компании, которые занимаются аутсорс мобильной разработкой, но таких в России мало. А компаний, которые делают собственные мобильные продукты, – еще меньше.
«Развитие собственных продуктов – это постоянная работа над улучшениями. Каждый день мы анализируем обратную связь от пользователей, анализируем показатели и метрики приложений, изучаем конкурентов и постоянно делаем наши приложения лучше и удобнее для пользователей. Поэтому наши приложения так широкого распространились по всему миру. Наибольшее количество пользователей в следующих странах – Бразилия, Мексика, страны Европы, США, немного Азия», – подчеркнул Олег.
Важный акцент в работе Whisper Arts сделан на автоматизации всех процессов. В команде трудятся всего десять сотрудников, но каков результат!
«Да, мы маленькие и к тому же «ленивые», поэтому не хотим делать одну и ту же работу дважды, поэтому уделяем много времени автоматизации. Для переводов приложений используем специальный сервис, который в разы облегчил нам жизнь. Тестирование приложений вручную – тоже трудоемкий процесс, поэтому мы решили автоматизировать и его. Теперь наши приложения автоматически тестируются, модулируя поведение пользователей в приложении. Таким образом, мы экономим много времени, которое раньше тратили на ручной труд и тестируем те места, в которые не всегда можем протестировать сами.
Кроме того, мы стали использовать Flutter – кроссплатформенный движок для мобильной разработки, который помогает писать единый код для Android и iOS. И теперь вместо того, чтобы два человека писали один и тот же код для разных платформ, один человек сразу пишет код на обе платформы. Таким образом мы ускорили разработку наших проектов в несколько раз. Еще один важный момент – модульность. Так как у нас есть единый «движок», запуская новый проект, мы сразу подключаем туда дополнительные модули, которые уже ранее были написаны. Это опять же с точки зрения оптимизации и ускорения процесса – огромный «плюс». К тому же мы стали уделять больше времени метрикам проектов. До этого мы старались больше делать функционала, а сейчас – акцент уделяем не только функционалу, а его удобству. Благодаря всему этому нам удается выпускать на рынок интересные проекты используя стек технологий не хуже, чем у «Яндекса» или «Гугл»», – резюмировал Олег Демьянов.
Приложения для iOS можно посмотреть по ссылке.
С приложения для Android можно ознакомиться по ссылке.