Смоляне как подопытные кролики

Курирующий экономическое развитие Смоленской области чиновник, вице-губернатор Василий Анохин, дал откровенное интервью официальному печатному органу областной власти «Смоленской газете». Текст, содержащий не слишком приятные для смолян новости, не был размещен в онлайн-версии издания, однако стал достоянием общественности благодаря блогу главного редактора газеты Игоря Красновского. Что происходило со Смоленской областью в минувшую пятилетку и как неумелая экономическая политика скажется на жизни простых смолян?

Для начала напомним, что Василий Анохин назначен вице-губернатором, курирующим экономику, в ноябре 2016 года. До этого возглавлял представительство областной администрации при правительстве РФ. Откровения чиновника, очевидно, назрели. Но не для широкой публики, которой морочат голову бравурными репортажами на ТВ, а для т.н. элит, от которых скрывать бедственное положение Смоленской области уже бессмысленно.

На смену пятилетнему «эксперименту»…

Первая часть интервью с чиновником повествует о том, к чему привела экономическая политика администрации Смоленской области под руководством губернатора Алексея Островского. Выводы, сделанные чиновником, наводят на мысль о том, что в течение пяти лет жители Смоленской области находились в статусе… «подопытных кроликов», на которой губернатор-новичок, мечтающий о карьере федерального чиновника, нарабатывает свое мастерство. О том, что Островский на момент вступления в губернаторскую должность ни дня не проработал ни в исполнительной власти, ни в реальном секторе экономики, известно всем. И вот теперь, в следующую пятилетку, «натренировавшись», он намеревается наверстать упущенное.

[see_also page_id=»131764″]Итак, что же происходило в минувшую пятилетку? Смоленская область вошла в число 14 регионов России, у которых долг превышает годовой доход. Над Смоленской областью нависла реальная угроза дефолта, за чем может последовать внешнее управление областным бюджетом со стороны Министерства финансов. И тогда — прощай все региональные льготы и субсидии.

Тема последовательного наращивания госдолга Смоленской областью не раз поднималась нашим изданием. Причем в былые времена в этой политике областное руководство не усматривало ничего крамольного. Например, год назад в комментарии одному из областных изданий губернатор заявил: «Те, кто критикует нас за рост госдолга, занимаются политической профанацией». Однако, как выяснилось, профанацией была вся экономическая политика администрации Островского.

Цитируем г-на Анохина: «Объём долга в номинальном выражении составил порядка 33 млрд рублей. Дальнейшее раскручивание государственного долга ведёт к ряду негативных последствий. В первую очередь, это касается того, что нарастает объём выплат из бюджета на расходы по обслуживанию этого долга. Во-вторых, мы входим в своего рода спираль постоянного получения и возврата долга: как правило, коммерческие кредиты банки выдают на срок до трёх лет, бюджетные кредиты до текущего года выдавались тоже только на три года. В результате получается, что каждый год необходимо всё новые и новые суммы занимать и отдавать, занимать и отдавать. И из этой спирали практически выйти проблематично, если не гасить долг».

…приходит пятилетка «оптимизации»

Стоит отметить, что политика последовательного сокращения госдолга — это не озарение губернатора Островского, а требование федерального правительства. О том, что в ближайшие годы регионам-должникам предстоит как следует затянуть пояса, мы рассказывали еще в ноябре 2016 года. И вот теперь об этом открыто заговорил смоленский вице-губернатор: Министерство финансов потребовало снизить объём государственного долга до уровня 100% в 2018 году, а в 2019-м – до 68%. То есть в текущем году практически на 2,4 млрд рублей регион должен был погасить госдолг, отметил Василий Анохин.

[see_also page_id=»118478″]Чтобы хоть как-то смягчить условия Минфина, областные власти начали обивать пороги высоких кабинетов. Как результат, со слов г-на Анохина, готовится подписание соглашения с Минфином, «в котором будет чётко прописана работа Администрации по приросту доходов, по оптимизации расходов и по работе с госдолгом».

План, который намеревается реализовать администрация Смоленской области, предусматривает три базовые составляющие: меры по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов; меры по оптимизации расходов бюджета и меры по управлению госдолгом.

Об увеличении налогооблагаемой базы (пресловутого эффекта от «суперуспешной инвестиционной политики» администрации Алексея Островского) — ни слова. Зато Василий Анохин подробно рассказал о повышении налогового бремени, введении критерия нуждаемости при начислении льгот и «усушке» персонала бюджетных учреждений. Повышать налоговые доходы планируется «в первую очередь за счет имущественных налогов: налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов», заявил Василий Анохин.

Чего ждать смолянам

Редакция smolnarod.ru внимательно ознакомилась с мерами, которые готовится предпринять областная администрация, и предлагает «выжимку» из 16 пунктов. Каждый смолянин найдет здесь пункт «по душе»:

  1. Налог на имущество физических лиц планируется взимать с объектов незавершенного строительства.
  2. С 2019 года налог на имущество и юридических, и физических лиц предлагается взимать не по среднегодовой стоимости имущества, как сейчас, а по кадастровой, то есть по рыночной его цене. Однако для этого областным властям придется инициировать новую кадастровую оценку земель.
  3. Налог на имущество с торговых центров будет взиматься в зависимости от их реальной рыночной стоимости. Сейчас все торговые центры платят налог на имущество по среднегодовой стоимости.
  4. Планируется поднять транспортный налог для автомобилей, мощность которых — свыше 200 лошадиных сил.
  5. Уже поднят тариф налогообложения мотороллеров и мопедов – от 25 до 30 лошадиных сил. До максимальной шкалы поднято обложение транспортным налогом для снегоходов, катеров, яхт.
  6. Будут скорректированы специальные режимы налогообложения. Если сейчас «упрощенка» в регионе исчисляется по ставке в 5%, то в скором времени для финансовых, страховых организаций, а также организаций, занимающихся лотереями и азартными играми, ставка составит 15%. Для организаций, которые ведут добычу полезных ископаемых, занимаются сельским хозяйством, оптовой и розничной торговлей, а также ремонтом автотранспортных средств ставка составит 7%.
  7. На патентной системе налогообложения ставку будут исчислять по видам деятельности в зависимости от районов области. В целом по области это 5%, а в крупных городах – Вязьма, Гагарин, Десногорск, Смоленск – 10%.
  8. Имущество, которое находится в оперативном управлении областных учреждений, планируется выставить на приватизацию или передать новым собственникам.
  9. Планируется установить единые ставки земельного налога во всех муниципальных образованиях Смоленской области.
  10. Приоритетные инвестпроекты будут лишены льготы по уплате налога на прибыль и имущественному налогу, если предприятие имеет задолженность по налогам.
  11. Бюрократию планируется сократить за счет передачи ряда функций на сеть МФЦ.
  12. Численность госслужащих, которая была на 1 января 2016 года, зафиксирована и не будет расти.
  13. Учреждения образования будут оптимизировать (читай, сокращать), если пропорция между количеством занимающихся и количеством работников не будет соответствовать плановым показателям.
  14. До конца года планируется перевести все муниципальные образования на единую информационную систему госзакупок.
  15. Штат всех социальных учреждений будет подогнан под нормативы, которые сейчас разрабатываются областной администрацией.
  16. Все социальные льготы будут выделяться по принципу нуждаемости. О том, как под этой маркой уже «зарезали» материнский капитал и ветеранские льготы, — читайте в нашем материале.

[see_also page_id=»132576″]Все вышеперечисленные меры, по замыслу вице-губернатора Василия Анохина, в текущем году позволят снизить госдолг Смоленской области более чем на 2,5 млрд рублей и довести его до 100% от уровня собственных доходов. К 2022 году уровень госдолга должен будет снизиться до 56% от уровня доходов области, т. е. практически в два раза.

От редакции напомним, в каком состоянии губернатор Алексей Островский принял Смоленскую область от своего предшественника Сергея Антуфьева: по состоянию на апрель 2012 года госдолг Смоленской области составлял 9,9 млрд рублей (данные Минфина). Собственные доходы бюджета в 2012 году составили 26,8 млрд рублей (данные департамента экономического развития). Таким образом, госдолг Смоленской области на момент прихода Островского к власти в 2012 году составлял менее 37% от доходной части бюджета, и вернуться к этому показателю чиновники даже не мечтают.

В общем, федеральному руководству самое время задаться вопросом: стоило ли назначать губернатора-новичка нарабатывать опыт на жителях Смоленской области? И к чему приведет попытка выправить ситуацию мерами «усушки и утряски», особенно накануне выборов президента России? Очевидно, что смоляне заслуживают лучшей участи, чем быть «подопытными кроликами» в руках некомпетентных чиновников.

Максим ЗАХАРОВ

SmolNarod.ru