Ситуация в МКП «Дормостстрой» — типичный образчик хозяйствования эпохи губернатора Островского и мэра Алашеева.
[see_also page_id=»25379″]Муниципальный Дормостстрой за два года из главного предприятия дорожной отрасли города Смоленска фактически превратился в банкрота: кредиторская задолженность составляет десятки миллионов рублей. Квалифицированные специалисты вынуждены мыть дорожные столбики, в то время как все выгодные контракты на ремонт улиц выигрывает Смоленскавтодор, который превратил Дормостстрой в субподрядчика. Ситуация накалилась настолько, что у дорожников не осталось денег, чтобы оплатить долги за газ и электричество. Как результат – офисные помещения подключены к бензогенератору а современный асфальтобетонный завод производительностью 50 тонн в час законсервирован. Асфальт возят из Лубни, уходит 40 км.
На нашей практике это, пожалуй, первый случай, когда работники муниципального бюджетного предприятия, не побоявшись санкций со стороны начальства, сами пригласили «Смоленскую народную газету» к себе в гости, чтобы рассказать о том, что происходит. Люди доведены до отчаяния и открыто заявляют: такого за 70-летнюю историю Дормостстроя еще не было. Если не предпринять срочных мер, более сотни человек, большинство из которых – профессионалы дорожной отрасли, могут остаться без работы, а город Смоленск – без эффективной дорожной организации, имеющей полный арсенал дорожной техники и современный асфальтобетонный завод (АБЗ). Мы встретились с работниками МКП «Дормостстрой».
«Организации – 70 лет, она создана 8 февраля 1946 года. Однако этот юбилей никто из начальства предпочел не замечать. Сегодня мы никому не нужны, — рассказывают работники муниципальной организации. — Дормостстрой – планово-убыточное предприятие, потому что у нас, в основном, сезонные работы. Заработать мы можем только тогда, когда начинается сезон. Техника для работы у нас есть вся: катки-укладчики, фрезы, трал для перевозки техники, спецтехника, мадпатчеры».
«Реформа дорожной отрасли»
Переломный момент в деятельности организации – анонсированная губернатором Островским реформа дорожной отрасли, результатом которой стало объединение всех 24 ДРСУ Смоленской области под крыло Смоленскавтодора. Официально Дормостстрой сохранил свою самостоятельность и является муниципальной организацией, подконтрольной мэру Алашееву. А что же в реальности?
[see_also page_id=»51985″]«Проблемы у Дормостстроя начались в 2014 году, когда главной дорожной организацией-монополистом стал Смоленскавтодор, — рассказывают рабочие. — Автодор теперь выигрывает все работы по городу, хотя раньше они занимались только областными дорогами. В один прекрасный день, два года назад, нас просто не допустили до участия в конкурсе по непонятным причинам, хотя у нас была банковская гарантия, был собран полный пакет документов. И все конкурсы выиграл Автодор, у которого мы стали на субподряде выполнять те работы, которые больше никто не хотел выполнять: ямочный ремонт, мытье столбиков, уборка остановок, где-то решетка ливневки согнулась-сломалась. Это копеечные работы. Больших объемов работ по ремонту дорожного покрытия нашему предприятию с тех пор не предоставлялось. Зато ремонт в офисах какой себе Автодор делает! Зайдите, посмотрите! Спортивные команды содержит. Даже машины новые себе купили. За какие деньги? Руководству города нет до нас никакого дела, не приезжают к нам, даже с людьми не поговорят.
Тех объемов, которые нам подписывает Автодор, нам едва хватает на заработные платы сотрудникам, и то не всегда. Расценки занижены. Все это привело к большим убыткам на предприятии, что повлекло за собой отключение электроэнергии. Мы не можем запустить завод, потому что нет газа. У нас начинается самый сезон, а работы нет».
Почему буксует ямочный ремонт
Предбанкротное состояние организации не может не сказаться на выполняемых ею функциях – ремонте дорог. И сейчас, в начале весны, когда многие смоленские дороги пришли в негодность, смоляне требуют, чтобы их привели в порядок. Почему этого не происходит? Вот что об этом думают сотрудники Дормостстроя:
[see_also page_id=»72189″]«Пришло время ямочный ремонт делать. Видели, в каком состоянии ул. Шевченко? Например, вчера с утра сказали: надо поставить бригаду с литым асфальтом на ул. Шевченко. Через пять минут перезванивают еще раз и посылают делать поворот на Шкадовку! Там что, маршрутные автобусы ходят?
На данный момент у нас нет света, нет газа, чтобы запустить свой АБЗ. За асфальтом мы ездим в Лубню на автодоровский АБЗ. Это 40 километров. Представляете, сколько горючего тратится! Приезжаем в Лубню, стоим там, ждем своей очереди. Только на дорогу час затрачиваем. Раньше было как: мы поутру завели завод пораньше, пока подморожено и нет воды на дорогах, так можно было хоть ямку отремонтировать качественно. Сейчас они в 10 утра приезжают с асфальтом, когда уже таять все начинает. Вместо того, чтобы использовать наш завод, Автодор закупил какие-то заводы американские, которые теперь в Вязьме и Починке. Но это же абсурд! Как можно сделать что-то поутру, когда надо ехать в Починок!».
Нам удалось пройти по территории предприятия и посмотреть на дормостстроевский АБЗ. Представлялось, что это будет старый, ржавый, покрытый копотью завод родом из СССР. Каково же было наше удивление, когда мы увидели фактически новую установку, готовую к работе.
«Нашему АБЗ уже порядка восьми лет, но завод абсолютно исправный. Рядом – еще один АБЗ, только старый, но и его можно запустить, — рассказывает один из сотрудников Дормостстроя. Варщики асфальтобетонной смеси – очень грамотные, все работы делаем своими силами. Материал тоже есть. У нового завода производительность 50 тонн в час. Этот завод может полностью закрыть потребности города в асфальте, причем не только по ямочному ремонту. Улицы Николаева, Соболева, Индустриальная, Урицкого, Кутузова — это наши улицы, которые мы делали, но скоро делать будет некому. У нас много квалифицированных специалистов, которые могут уволиться, сейчас ждут, что будет с нами дальше».
В долгах и без главы
[see_also page_id=»70330″]Критическая ситуация на предприятии привела к тому, что возглавлять его больше никто не хочет. На момент нашего общения с сотрудниками в МКП вообще не было директора. Бывшего руководителя мы встретили покидающим территорию предприятия на своем автомобиле, что напомнило бегство с тонущего корабля.
«У нас был назначен и. о. генерального директора, наш главный инженер, — рассказывают работники. Недавно и он уволился.
Финансовое состояние ухудшается все больше и больше. Мы делали дороги перед выборами (губернатора Смоленской области и депутатов Смоленского горсовета 13 сентября 2015 года – прим. ред.) «Жилищнику» на 2 миллиона рублей — акты выполненных работ до сих пор не подписаны. На наши претензионные письма «Жилищник» не отвечает. Этой суммы бы полностью хватило расплатиться за газ. Мы обратились к Захарцову (Александр Захарцов, заместитель главы города по ЖКХ – прим. ред.), с просьбой разобраться в проблеме, оплатить нам, но до настоящего времени мы ответа не получили. У нас сейчас убытки по «Жилищнику» — два с лишним миллиона. Куда ушли эти деньги – мы не знаем. То есть мы выполняем заранее убыточные работы, но даже их нам не подписывают. Нам не понятно, почему одно предприятие за счет другого должно процветать?
И главное, администрация уже давно в курсе, что 2014 год мы отработали с убытками. У нас была балансовая комиссия, но никто на наши убытки не обратил внимание. Хотя раньше мы в сезон закрывали убытки и даже выходили в прибыль. В 2014 году наших покупателей асфальтобетона всех забрал Автодор. Сейчас кредиторка — 43 миллиона, хотя в 2013 году у нас даже небольшая прибыль была по итогам года.
Поставщики материалов подают на нас в суд, за то, что мы с ними не рассчитались, суды они выигрывают. Приходят исполнительные листы от судебных приставов. Естественно, мы не можем по этим листам ничего заплатить. Мы живая организация, с которой можно что-то взять. Через какое-то время придут судебные приставы, опишут нашу технику, поставят ее на торги. Мы предполагаем, что предприятие ведут к банкротству!
По задержке заработной платы мы писали в трудинспекцию, писали жалобу в прокуратуру. Тогда начала выплачиваться зарплата. А вся хозяйственная часть остается без внимания УБЭПа и прокуратуры.
Мы убеждены, что не заслужили такого отношения к себе. Нашему предприятию – 70 лет. Мы создавали этот город, и за два года нас почти ликвидировали, обанкротили».
Когда материал готовился к публикации, из Дормостстроя раздался звонок: на предприятие пришло предписание об отключении от теплоснабжения в связи с неуплатой за услугу. Редакция «Смоленской народной газеты» готовит обращение в прокуратуру Смоленской области с просьбой дать правовую оценку ситуации, в которой оказалось предприятие.
Максим ЗАХАРОВ