«Лахтеевский» казус главы Смоленского района Ольги Павлюченковой

Статьи

Глава администрации Смоленского района Ольга Павлюченкова отказывается рассчитаться с подрядчиком за готовую дорогу. В результате новенькая дорога оказалась перегорожена бетонными блоками. Их выставил подрядчик, который до сдачи дороги в эксплуатацию несет за нее ответственность. А жители и дачники деревни Лахтеево вынуждены добираться до своих домов по разбитому проселку. Все это выглядит не иначе, как издевательство над людьми.

Дорога на Монастырщину – одно из популярных дачных направлений жителей Смоленска. Вдоль шоссе расположились деревни Щеченки, Радкевщина, Селезневщина и ряд других, где смоляне активно ведут строительство загородной недвижимости. Теоретически в список таких «дачных» деревень могла бы попасть и деревня Лахтеево, расположенная в 20 км от города. Однако городских всегда смущал подъезд к ней – разбитый «в хлам» проселок, по которому в дождливую погоду можно проехать разве что на внедорожнике.

«Лахтеевский» казус главы Смоленского района Ольги Павлюченковой
Дорога, по которой сейчас ездят лахтеевцы

На кладбище в грязи

Проблемой занялись местные жители, начав атаковать чиновников жалобами и запросами. Пока шла «война» с районной администрацией за подъездной путь, ряды борцов поредели: часть из них переместилось на расположенное здесь же, в Лахтеево, сельское кладбище. Поскольку это единственное кладбище в округе (здесь захоранивают и из соседнего Русилово), спросом оно пользуется. Как известно, неизбежное иногда случается в плохую погоду. По рассказам местных жителей, во время ливня осенью рабочим похоронной службы пришлось полтора километра нести гроб на руках от асфальтовой дороги, чуть не падая в грязь.

«Мы эту дорогу добивались с 2000 года – ходили в мэрию, администрацию. Здесь вообще не было дороги, но здесь жили люди. К деревне невозможно было проехать. В 2012 году был выигран суд. Мы судились с администрацией Смоленского района. И с тех пор мы добивались того, чтобы решение суда было исполнено, ходили в прокуратуру, в приемную президента, и куда только можно. В 2017 году был создан проект, и в 2018 году на эту дорогу были выделены средства – 18,9 млн рублей. К концу 2019 года строительство дороги было завершено. Мы обрадовались – наконец-то в нашей деревне появилась дорога. Но радость была недолгой. Подрядчик ООО «Мастер» перекрыл эту дорогу, потому что за нее была неуплата. Я для жителей добивалась этой дороги, чтобы мои дед с бабой порадовались. Чтобы скорая вовремя приезжала к ним. Но теперь они на кладбище.

У нас местная жительница умерла, потому что скорая не смогла приехать к ним. Отсутствовала дорога, ее не было вообще. Здесь многие хотели бы жить, деревня находится недалеко от города, если бы дорога была хорошая. Но как добираться сюда?», — рассказывает Ирина, местная активистка, жительница деревни Лахтеево.

«Лахтеевский» казус главы Смоленского района Ольги Павлюченковой
«Лахтеевский» казус главы Смоленского района Ольги Павлюченковой
На этапе строительства
«Лахтеевский» казус главы Смоленского района Ольги Павлюченковой
Так дорога выглядит теперь

Машина на обочине

О противостоянии подрядчика и администрации Смоленского района становится понятно, стоит лишь подъехать к повороту на Лахтеево. С обочины дороги свисает машина-бытовка, как будто здесь случилось какое-то ДТП. Саму дорогу перегораживают бетонные блоки, скрепленные между собой стяжкой.

«В феврале мы поставили эти блоки. На следующий день их растянул глава Пионерского сельского поселения. Он мне в лицо говорил, что ему звонила глава администрации Смоленского района Ольга Павлюченкова и просила открыть дорогу любой ценой. В итоге он приехал на своем личном УАЗике, подцепил тросом и раздвинул их. Потом мы поставили бытовку. На что глава администрации Пионерского сельского поселения вызвал ГИБДД. Мы ее не убрали. Тогда сами сотрудники ГИБДД пригнали трактор и столкнули машину. Тогда мы решили пойти на кардинальные меры и установили это бетонное перекрытие, которое сдвинуть невозможно», — рассказывает юрист подрядной организации Екатерина Яблокова.

Логика подрядчика понятна: работы выполнены полностью и в срок. Недоделки на объекте действительно есть – нужно укрепить обочины и посеять траву. Это не успели сделать, потому что работы выполнялись осенью. Теоретически, закончить их можно и сейчас, вот только работать на объекте ООО «Мастер» уже не уполномочен. Зимой администрация района в одностороннем порядке расторгла с ним контракт. Впрочем, и смысла в работе нет: трава уже выросла самостоятельно, без вмешательства человека.

«Лахтеевский» казус главы Смоленского района Ольги Павлюченковой
Въезд в Лахтеево со стороны Русилово

Споры о дорожной одежде

В чем же причина упрямства администрации Смоленского района? Внешне всё выглядит прилично: широкая, высокая насыпь, дорожные знаки, светоотражающие столбики. Если учесть, что год назад этой дороги вообще не существовало в природе даже в качестве проселка (в чем легко убедиться, взглянув на спутниковые снимки), то, по сельским меркам, это настоящий «автобан».

Smolnarod.ru направил запрос в администрацию Смоленского района и попросил пояснить, почему заказчик не произвел расчет с подрядной организацией и по какой причине был расторгнут контракт? Как следует из ответа, поступившего в редакцию, работы выполнены не в срок, а то что выполнено – не соответствует проектно-сметной документациии, не в полном объеме, с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для муниципального заказчика срок (в зимний период). Далее перечисляются недостатки, выявленные приемочной комиссией:

«Лахтеевский» казус главы Смоленского района Ольги Павлюченковой

«Администрация Смоленского района пишет о том, что недостатки не могут быть устранены в приемлемый для муниципального заказчика срок (в зимний период). Как следует из муниципального контракта, в случае, если заказчик выявляет недостатки в работе, он составляет двусторонний акт с подрядчиком, и устанавливает конкретный срок – 15 дней на устранение. Такой акт с нами не составлялся. Что касается высотных отметок, о которых идет речь в ответе администрации, то никаких геодезических изысканий не было, это написано наобум, они вообще не предусмотрены контрактом. Пикетов, о которых сообщается в ответе, нет в природе. Знаки дорожного движения стояли на момент приемки.

Что касается укрепления откосов, кюветов, русел и оголовков – эти работы действительно не были выполнены в связи с наступлением зимнего периода. Но мы и не отказывались устранять эти недостатки.

На момент приемки дорогу нельзя было принимать как объект завершенного строительства, на основании которого заказчик ставит объект себе на баланс. Но КС-ки в размере выполненных работ они обязаны были подписать. Они могли не подписать КС-ку на сев травы, выравнивание и укрепление откосов, но остальные они должны были подписать, и тогда бы вообще спора не было. Мы бы в апреле пришли, посеяли траву, укрепили откосы, они подписали эти КС-ки, мы бы сделали единый акт, администрация поставила бы на учет этот объект и взяла его на баланс. Как это делают все нормальные заказчики», — рассказывает юрист компании-подрядчика Екатерина Яблокова.

В начале декабря активисты Общероссийского народного фронта выезжали на приемку дороги. Среди них был и эксперт ОНФ Николай Яров. «На тот момент, когда мы выезжали принимать дорогу, там не были доделаны откосы и дорожные знаки. Поэтому на тот момент дорога не была принята и оплачивать ее было нельзя. Но у подрядчика было время на то, чтобы эти работы закончить. К тому же подрядчик за счет собственных средств, это около трех-четырех миллионов рублей, сделал отрезок дороги, не предусмотренный ПСД, в качестве благотворительной помощи. Хотя по факту администрации Смоленского района стоило бы оплатить и эти работы. То, что с подрядчиком вообще не рассчитались – такого не должно было быть. Не оплачивают в том случае, если подрядчик отказывается от проведения работ. Но он не отказывался, и ему просто нужно было некоторое время на устранение недостатков. Подчеркиваю, не нарушений, а недостатков.

Нарушения – это когда сделано не по проекту или с нарушением ПСД, а недостатки – это когда что-то не доделано в срок по вновь возникшим обстоятельствам, например, по погодным условиям. Но даже если какие-то недостатки не устранены, ему должны были оплатить частично, за вычетом тех средств, которые не пошли на устранение недостатков.

Вообще участок там был наисложнейший, и у меня, как у эксперта ОНФ, возникло впечатление, что туда ушло материала намного больше, чем было предусмотрено ПСД. Насколько я помню, доставка не была учтена в ПСД. Заказчику следовало произвести перерасчет, или оплатить эти расходы дополнительным контрактом. В любом случае, подрядчик и заказчик должны были сесть за стол переговоров и все эти споры урегулировать, и раз они не смогли это сделать, то решить все должны экспертиза и суд», — считает эксперт ОНФ в Смоленской области Николай Яров.

В распоряжении Smolnarod.ru имеются результаты экспертизы, проведенной по решению Арбитражного суда «Смол-ДорНИИ-Проект». Из них следует, что незначительные отклонения от проекта имеются, но вызваны они тем, что работы велись в зимний период в условиях низких температур, и выполнение их до проектных значений возможно только при наступлении тепла. В целом же «земляное полотно построено в проектных объемах и высотных отметках. Работы по устройству дорожной одежды выполнены по проекту как в отношении объемов работ, так и в отношении качества устройства конструктивных слоев», — указано в экспертном заключении.

«Лахтеевский» казус главы Смоленского района Ольги Павлюченковой
Фрагмент экспертного заключения

Более того, подрядная организация за свой счет выполнила насыпь протяженностью 200 метров на въезде в деревню, не предусмотренную в текущей проектной документации. Администрация Смоленского района очень попросила выполнить эту работу, чтобы избежать недовольства граждан, ведь без этой насыпи въехать в деревню было невозможно. И пообещала закрыть эти расходы дополнительным контрактом. Подрядчик пошел навстречу администрации и выполнил эту работу, чуть не утопив в болоте экскаватор. Однако Ольга Павлюченкова не посчитала нужным оплатить и это.

«Лахтеевский» казус главы Смоленского района Ольги Павлюченковой

Интерес Ольги Павлюченковой?

«По нашему мнению заказчик в лице администрации Смоленского района намеренно блокирует принятие данного объекта строительства. Не принимает, и не оплачивает его. Мы полагаем, что данный объект предназначался для другого подрядчика. Мы стали камнем преткновения для заработка денег чиновниками. Никаких доказательств того, что объект выполнен с нарушением ПСД ответчик в суд не представил», — рассказывает Екатерина Яблокова.

По мнению подрядчика, выиграть тендер должен был некий депутат, дорожник, имеющий собственный песчаный карьер. Экономия на песке, которого при строительстве дороги было завезено порядка 22 тыс кубов, а также вероятное удорожание тендера (с учетом строительства въезда в Лахтеево) – и есть тот возможный «гешефт», который планировали получить чиновники администрации Смоленского района.

Несмотря на слабые позиции в суде, администрация категорически отказывается внять совету судьи и заключить мировое соглашение. Ведь в этом случае платить ООО «Мастер» придется не медля. А в случае вынесения решения в пользу истца дело можно «помариновать» в апелляционных инстанциях еще полгода-год. К тому же администрация района забрала банковскую гарантию подрядчика в размере 5,4 млн рублей, в результате он оказался в «черном списке» банков без права участвовать в торгах.

Пока же лахтеевцы, выезжая из деревни, с трудом сдерживают обиду. Пара сотен метров по новенькой насыпной дороге, а затем – вынужденный поворот направо, на разбитый проселок в сторону кладбища. Точку в этой истории должен поставить арбитражный суд.

SmolNarod.ru