Капитан «Смолянки»: «Смоленским чиновникам вообще ничего не надо»

«Смоленская народная газета» продолжает рассказывать о том, как из-за позиции областных властей жители области лишились единственного смоленского теплохода на реке Днепр.   

Моряк – очень редкая для Смоленска профессия, а капитан корабля – очень редкая в Смоленске должность. Их в нашем регионе – единицы.

Капитан теплохода «Смолянка» Валерий Голубев – один из них. Он – профессиональный моряк. Пятнадцать лет служил на севере на атомных подводных лодках, потом пять лет на спасательных судах. Окончил Московскую академию водного транспорта и получил диплом настоящего капитана. Затем государство выделило ему квартиру в Смоленске, и он со своей семьей перебрался с севера в наш неморской Смоленск. Стал работать на хорошей должности в крупной торговой компании. Думал, что больше плавать не придется.

И вдруг, в 2010 году, он случайно увидел на Днепре маленький кораблик. Тогда Валерий бросил свой уютный кабинет и пришел на «Смолянку» капитаном. Потому что он – не просто моряк, он – настоящий моряк, безмерно любящий свое дело. Как он сам говорит: «Это для меня родное – снова палуба под ногами».

Энтузиасты, создавшие в 2009 году единственную в Смоленске судоходную компанию «Днепровский фарватер», рассчитывали не столько на прибыль, сколько на то, что сделают интересное и нужное дело – возродят в Смоленске судоходство по Днепру.

Но, увы, единственный смоленский теплоход «Смолянка» сел на мель, созданную не рекой, а чиновниками. Об этом нашей редакции рассказал капитан «Смолянки» Валерий ГОЛУБЕВ: 

– Прогулочный теплоход «Нептун» был приобретен в Республике Беларусь. Своим ходом он от Могилёва пришел в наш город и стал называться «Смолянкой». Затем на теплоходе был проведен качественный ремонт: настелена новая палуба, сделана крыша от дождя и многое другое. Теплоход был зарегистрирован в Москве в речном реестре. Имелась лицензия на перевозку пассажиров. Ежегодно проводились дорогостоящие техосмотры московскими специалистами. Экипаж имел все допуски и дипломы, подтвержденные Московской академией водного транспорта.

1111

В 2010-м и 2011 годах теплоход проводил речные прогулки для всех желающих. Мы организовывали благотворительные рейсы и акции. Многих детей катали вообще бесплатно. Например, безвозмездно провели на «Смолянке» фестиваль творчества детей-инвалидов. Дети и преподаватели были рады и довольны.

Вообще, более 20 000 жителей и гостей города с удовольствием прошлись на нашем кораблике по Днепру. Впервые за долгие годы люди увидели древние стены крепости и сам город с реки, как когда-то его видели купцы и путешественники.

2222

Если бы вы знали, какие были восторженные лица у детей! И многие взрослые смоляне рассказывали, как в молодости они на похожих теплоходах ходили по Днепру до деревень и пионерских лагерей. Вспоминали, что в 70-е годы в Смоленске было много теплоходов, поэтому на Днепре существовал даже Речной вокзал. И очень жалели, что когда-то Иван Ефимович Клименко запретил судоходство по Днепру.

Экипаж теплохода запросил в городском архиве справку об этом якобы запрете. Оказалось, что тотального запрета на судоходство никогда не было! В решении исполкома Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 07.06.1977 г. №348 сказано, что запрещено использовать быстроходные суда типа «Заря» и глиссирующие моторные лодки, которые оставляли после себя большую волну, размывающую берега. А дальше в документе говорилось: «разрешить судоходство теплоходов («Москвич») для доставки людей в места отдыха».

Наш прогулочный теплоход тоже плоскодонный и речной, но меньше «Москвича». Осадка «Смолянки» всего 50-60 сантиметров!

3333

4444

То есть мы выяснили, что за отсутствием запрещающих документов судоходство по Днепру в черте Смоленска разрешено. Но в 2011 году, по совершенно непонятным причинам, транспортная прокуратура подала в суд на ООО «Днепровский фарватер» и на теплоход.

На суде не было ни одного специалиста, который бы разбирался в вопросах судоходства. Не были приглашены капитан теплохода и экипаж судна. В результате решением суда было запрещено осуществление деятельности по судоходству. Причем это было сделано только на основании того, что река не оборудована знаками и не внесена в реестр судоходных рек России.

Но мы – дипломированные и аттестованные специалисты – утверждаем, что это неправильно. Невнесение реки в реестр не говорит, что она не судоходна. Это означает только то, что государство не берет на себя ответственность за содержание этой реки, расчистку и оборудование инфраструктуры. Огромные реки Лена и Енисей тоже не внесены в реестр, при этом они судоходны.

В Правилах плавания по внутренним водным путям указаны минимальные требования к рекам и водохранилищам для осуществления судоходства. Днепр судоходен, и наличие знаков и буев на реке необязательно при наличии карты пути с нанесенными на ней глубинами и препятствиями. Такая карта у нас есть. На теплоходе «Смолянка» имеется лоция пути, где указаны даже притопленные коряги, есть промеры глубин, обозначены удобные места стоянок и подходы к берегу.

5555

Однако вопрос о судоходстве рек, которые не вошли в реестр, может решать и местная власть. Например, в Орле и Санкт-Петербурге водные пути тоже не зарегистрированы в реестре, но суда по ним ходят, так как там областные власти издали соответствующие постановления и законы.

Подобные теплоходы ходят также в Брянске и Липецке на реках, даже меньших по размерам, чем Днепр в Смоленской области. Поэтому в этих городах успешно развивается речной туризм. А у нас, к сожалению, это все заглохло, едва начавшись.

Хотя мы предлагали различные варианты решения вопроса о судоходности Днепра, исходя из опыта других российских городов. Но под разными предлогами смоленские власти все эти варианты отвергли.

У нас имеется обширная переписка с администрацией области и города об открытии туристического маршрута на реке Днепр. На фоне программы по поддержке предпринимательства и малого бизнеса мы надеялись, что администрация области хоть как-то поможет решить проблему судоходства. Ведь в Брянске и Орле областные власти решили эту проблему.

К тому же на Смоленщине в последнее время постоянно говорили о развитии туризма. А мы предлагали уникальный туристический проект, который уже пользовался популярностью у смолян и гостей города. И этот проект имел хорошие перспективы: можно было бы построить небольшую пристань на набережной, сделать кафе, плавучий ресторан и так далее.

Мы встречались и с губернатором Островским, и с его замом Медведевым. Владелец теплохода встречался с Островским несколько раз. Но во время последней встречи Островский в категорической форме заявил, что корабль по смоленскому участку Днепра ходить не будет. Поэтому у нас сложилось впечатление, что смоленским чиновникам вообще ничего не надо.

Мы хотели платить налоги в городской бюджет, и приносить людям радость. Но, увы… Жаль, что чиновники, от которых зависела судьба «Смолянки», не видели восторженные лица детей, бегущих на корабль. Вот где было настоящее счастье!

И теперь наш теплоход, скорее всего, снова вернется в Беларусь.

Записал Дмитрий ТИХОНОВ

6666

SmolNarod.ru