Отопительный сезон в самом разгаре, а у вас еле тёплые батареи и шерстяные носки с пледом единственные спасители? Терпеть холод точно не нужно, а вот куда обращаться и на что рассчитывать – будем разбираться.
Почему в квартире холодно?
Причин некачественного отопления может быть несколько в связи с тем, что в теплоснабжении города задействовано оборудование нескольких организаций. В Смоленске тепло нам дают преимущественно три участника теплоснабжения: крупные тепловые источники (ТЭЦ-2 и котельная на Кашена), а также магистральные тепловые сети – зона ответственности «Квадры». Кроме того, в «тепловой цепочке» задействовано муниципальное предприятие МУП «Смоленсктеплосеть», которое отвечает за исправную работу небольших котельных, а также распределительных и квартальных тепловых сетей, центральных тепловых пунктов. Ещё одним звеном является внутренняя система отопления внутри домов (трубы, элеваторные узлы, радиаторы отопления) – это находится уже в ведении управляющих компаний. Соответственно, причиной недостаточного отопления может стать сбой на любом из вышеперечисленных звеньев.
Куда обращаться?
Конечно, в первую очередь, житель должен дать сигнал своей управляющей компании о проблеме. Отметим самую распространённую ошибку со стороны жителей – а именно выплескивание недовольства через всевозможные интернет-каналы (соцсети, СМИ и пр.). В итоге, время уходит, проблема стоит, потому что управляющая даже не в курсе ситуации. Увы, такое бывает.
Одним из главных документов в плане регулирования отношений между потребителями, управляющими компаниями и ресурсными организациями являются Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 (далее – Правила). Там указано, что потребитель должен сообщить в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя (имеется в виду управляющая компания) о нарушениях качества предоставления коммунальных услуг.
Проблема некачественного отопления элементарно может быть на внутридомовых коммуникациях, которые подведомственны домоуправлению. Поэтому его специалисты, при наличии жалобы, должны оперативно проверить свое оборудование и при необходимости провести технические действия для устранения проблемы.
Если житель сразу обращается к поставщику с просьбой о помощи, минуя свое домоуправление, может случится такое, что ресурсная компания соберет комиссию, позовет на нее мастера того же домоуправления и при обследовании выяснится, что этому мастеру достаточно крутнуть пару задвижек, чтоб урегулировать проблему. Но если ресурсоснабжающая компания навряд ли сможет оперативно отреагировать на жалобу, то УК – если бы знала о проблеме – могла бы за это время уже разрешить ситуацию.
Если же УК не реагирует на запросы, тогда стоит подумать «А зачем жителям нужна такая компания, которая не справляется со своими прямыми обязанностями?». Смена управляющей компании – вполне объективный выход из сложившейся ситуации.
Кто информирует?
Частая причина отсутствия отопления – порывы на тепловых сетях. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, управляющая компания должна не только сообщить о причинах отключения тепла, но и информировать о предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг – в течение суток с начала отключения. В свою очередь об аварийной ситуации и отключении услуги управляющей компании должна сообщить та организация, на чьих сетях произошел сбой.
При этом в Правилах указано, что даже если специалистам жэу неизвестны причины, то они обязаны незамедлительно принять меры к их выяснению, а после – проинформировать потребителей.
Когда нужна комиссионная проверка?
Есть проблемы, касающиеся отдельных квартир: в одной комнате тепло, а в другой холодно; стояк горячий, а батареи как парное молоко. В таких случаях при быстром реагировании домоуправления на жалобу и проведении необходимых технических мероприятий на оборудовании дома, ситуация разрешается.
Комиссионные проверки, как правило, проводятся по инициативе управляющих компаний тогда, когда жалобы уже носят массовый характер, а управляющей компании уже было выполнено всё возможное на домовых коммуникациях.
В обследованиях обязательно принимают участие все участники системы теплоснабжения – в первую очередь, «Квадра» как Единая теплоснабжающая организация.
В ходе комиссий замеряются параметры теплоносителя на входе в тепловые пункты МУП «Смоленсктеплосеть» и выходе из них, а также на вводе в дом – давление и температура. Это позволяет специалистам понять, на чьем оборудовании происходят потери теплоносителя, приходящего от источников и магистральных теплотрасс Смоленского филиала ПАО «Квадра». Дополнительно может производиться замер температуры внутри квартир обратившихся собственников – при этом температура нагревательных приборов не измеряется. По результатам проверки составляется акт. Если на оборудовании одной из организаций обнаружен сбой, то в акте фиксируются технические рекомендации по исправлению ситуации.
Будет ли перерасчёт?
Перерасчет за услугу «отопление» делается в домах, не оборудованных коллективным прибором учета, где начисление за тепловую энергию производится по нормативам.
Основанием для перерасчета служит документ (акт), подтверждающий факт предоставления некачественной услуги «отопление». Акт составляется специалистами филиала ПАО «Квадра» – «Смоленская генерация», при участии собственников и представителей управляющей компании.
Нормативы также закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг. Если говорить о температуре, то в Постановлении №354 регламентирована нормативная температура воздуха в жилых помещениях не ниже +18°С (в угловых – не ниже +20°С).
При отсутствии отопления в связи с ремонтом магистральной тепловой сети ПАО «Квадра» информация в абонентский отдел (на перерасчет) предоставляется по умолчанию. Если отключение тепла связано с ремонтом МУП «Смоленсктеплосеть», то перерасчет делается на основании справок, предоставленных МУПом.
Почему за тепло жители платят круглый год, а не только в отопительный сезон?
Порядок оплаты за потребленное тепло определен региональным и федеральным законодательством. Если в доме отсутствует коллективный прибор учета тепловой энергии, то расчет платы за коммунальную услугу «отопление» производится по нормативу, рассчитанному на 12 месяцев. Если дом оборудован счётчиком, то потребитель производит оплату по факту – только в течение отопительного периода – на основании показаний, которые в расчетный центр «Квадры» предоставляют управляющие компании.
Решение об установке коллективного прибора учета тепловой энергии жители принимают коллегиально на общем собрании собственников. Надеемся, что статья помогла нашим читателям разобраться с актуальными вопросами, связанными с отоплением. Пусть в ваших домах всегда будет тепло и уютно.