Аэродром в Хламово: для связи Смоленской области с другими мирами

Общество
Пока смоленские власти мечтают приспособить аэродром «Северный» под нужды гражданской авиации, в Смоленской области уже имеется гражданский аэродром, который незаметно для глаз обывателя и чиновного люда вполне справляется со своей задачей – связывать Смоленскую область с другими регионами России.

Мы нашли это место совершенно случайно. В буквальном смысле, ткнули пальцем в небо. Это произошло в ходе очередного планирования поездки выходного дня. Сегодня мы расскажем читателям об этом уникальном объекте.

[see_also page_id=»216084″]Задача была незамысловатой: окунуться в смоленскую глубинку на несколько часов, без долгих переездов, чтобы как-то разнообразить выходной день. Так мы и нашли Хламово – населенный пункт Монастырщинского района. Выбор на него пал просто: мы там еще небыли и оно не очень далеко. А тут, как показал Яндекс, оказалось, есть еще и аэродром. В Викимапии значится: «Недействующий аэродром Хламово | заброшенный, неиспользуемый объект, авиация». В Википедии о нем – вообще ни слова.

Это сейчас понятие «сельский аэродром» звучит как экзотика. А лет 30-40 назад рядовые жители глубинки совершали авиаперелеты также обыденно, как сейчас мы катаемся на обычных маршрутках из пункта «А» в пункт «Б». Сейчас, как нам рассказали местные жители, аэродром находятся в ведении Министерства обороны (хотя я с трудом представляю себе, как сюда приземляется какой-нибудь МИГ). Раньше был на балансе ДОСААФ. Сегодня это место для любителей авиационной техники, которые летом приезжают сюда провести время в кругу единомышленников и подняться в небо. В том числе, и без документов, со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

А пока – в путь. Миновав Русилово, наблюдаем плантацию борщевика. Такое впечатление, что его здесь культивируют – уж больно основательно укоренилось здесь это растение. Со стороны кажется, будто перед нами полчища черных, окаменевших воинов, победоносно вскинувших руки вверх, да так и застывших, празднуя свой триумф! Они одержали победу над другими агрокультурами, и теперь ликуют, заполонив некогда возделанные поля Смоленщины, не оставляя шансы на размножение другим культурам. Представив это ликующее войско, мы с грустью смеемся – картина впечатляющая, но тоскливая. И никто с этим ничего делать не собирается.

ZMA_9130

Чтобы попасть в Хламово, путнику следует направляться в сторону Монастырщины. Из близлежащих населенных пунктов – Санники. Там, где дорога делает крутой поворот налево, на Монастырщину, следует продолжить движение прямо, а затем, метров через 200, свернуть направо. Сначала – «фирменные» для Смоленской области тлен и разложение. Погода соответствует, подчеркивая упадок местности. Задаемся вопросом: бывал ли здесь вообще кто-нибудь с фотоаппаратом, с целью запечатлеть эстетику упадка? Или мы одни такие созерцатели «прекрасного»?

ZMA_9137

Корпуса каких-то предприятий, возможно, сельскохозяйственных. Лет 30-40 назад все это создавалось руками людей. Сотни тружеников возводили эти строения по кирпичику, чтобы использовать их в экономике. Сегодня эти изваяния никому не нужны. Людей здесь нет.

ZMA_9136

Ну а мы продолжаем движение по навигатору. Природа вокруг скудная: топи, заросли хмызника. Речушка с говорящим названием Упокой. Через нее ведет вполне добротный мост.

ZMA_9143

Едем еще несколько километров. Впереди указатель. Да какой! Это же просто шедевр! Самодельный, с облезающей краской, рядом с бурьяном и огромными лужами. «Хламово»: и табличка соответствует названию! Неужели где-то здесь расположен стратегический объект, который связывает смоленскую глубинку с «другими мирами»?

ZMA_9147

Продолжаем движение. Вокруг более-менее живые усадьбы. Здесь есть люди! Как вдруг… По пути нам попадается первое свидетельство наличия в этих краях авиации. Самолет бережно укрыт брезентом. Буквально стоит в огороде междугрядками. Оглядываемся по сторонам: раз есть один самолет, должен быть и другой. И непременно взлетно-посадочная полоса! Такое впечатление, что он является антуражем на чем-то приусадебном участке. Впоследствии выяснилось, что так оно и есть: самолет неисправен.

ZMA_9151

Добротная деревенская изба. Рядом — баня, из трубы которой валит густой, белый дым. Во дворе живность и техника — Нива, УАЗик. М мотоцикл ИЖ, который оказался… снегоходом!На переднем колесе закреплена лыжа (не видна из-за травы). Задние колеса разгоняют машину.

ZMA_9155

Вышли люди. Они привыкли к тому, что сюда приезжают гости. Оказывается, за бурьяном, который окутывает усадьбу, скрывается взлетно-посадочная полоса!

ZMA_9161

Нам объясняют: да, это самый настоящий аэродром. Самолет стоит на приколе, не сезон. А летом сюда приезжает множество любителей авиации со своими воздушными судами. В основном, паропланами. Разбивают палатки, ночуют здесь, отдыхают, а затем взмывают в небо. Это о связи Хламово с другими мирами. Наше место в рекламе не нуждается, кто надо – его знает, — рассказывает хозяин воздушного судна. И даже странички в соцсетях у аэродрома есть. Мы, правда, таковой не нашли. Есть исправный самолет. Совершить полет стоит каких-то 500 рублей с носа. Я, конечно, наматываю на ус. Никогда не летал на таких самолетах! Надо будет обязательно совершить полет!

ZMA_9153

Рядом с ВПП находится строение аэродромной службы.

ZMA_9158

Продолжив движение по проселку, выезжаем на взлетно-посадочную полосу. Не ждите увидеть здесь бетон или асфальт: это деревенский аэродром, и ВПП здесь грунтовая. Регулярно обкашивается. Разогнали машину и проехали по взлетке с ветерком. Потряхивает, но ехать можно. Не взлетели.

ZMA_9160

Завершили мы знакомство с Хламово на берегу речки Вихра. Наблюдаем изрытый протектором тракторов берег и думаем: в этих местах живут суровые люди.

ZMA_9166

Покидаем Хламово с намерением обязательно сюда вернуться! Но только летом. Чтобы познакомиться с сельской авиацией в действии.

Текст и фото: Максим Захаров. Фоторепортаж полностью смотрите в блоге автора.

SmolNarod.ru