Не лампочка Ильича. Компания из Смоленска зажигает свет в России и Европе

Сегодня производитель источников света газоразрядной и светодиодной продукции «Бел Лайт Групп» не только выполняет задачу по импортозамещению, но и наращивает экспортный потенциал Российской Федерации. Группа компаний включает в себя фабрику, логистический центр и представительства по обслуживанию российских и европейских клиентов в Смоленске и Варшаве. О развитии производства в период пандемии, бракованных лампах и конкуренции с Китаем SmolNarod.ru поговорил с директором предприятия Андреем Боровиком.

Андрей Андреевич, Belligt – это бренд, который сегодня известен в странах СНГ и Европы. Однако изначально производство продукции запустили в Польше…

В период основания компании – 2012 год – мы четко понимали необходимость создания собственного производства, чтобы иметь конкурентные преимущества на конкурентном рынке источников света. Однако высокие кредитные ставки в России не позволяли нам этого сделать. И тогда мы открыли производство в Польше, где можно было получить займ под 4% годовых. С тех пор оборот компании вырос в несколько раз.

Мы достаточно быстро доказали, что наши продукты конкурентоспособны. Подтверждением тому стали контракты с крупнейшими ритейлерами — Leroy Merlin (2013 год), Magnit с более чем 10 000 магазинами в России присоединился в 2014 году. В сети X5 Retail Group и Fixprice мы вошли в 2016 году. На протяжении всех этих лет мы выступаем партнерами компании «ЭТМ» – профессионального дистрибьютора электротехники на всей территории России для широкого круга клиентов.

Чтобы быть ближе к нашим клиентам, мы открыли собственные офисы продаж в Польше, России, Украине, Белоруссии, а также имеем представительства в странах Центральной и Восточной Европы. На территории РФ действуют подразделения в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Самаре.

С чем связан перенос производственных мощностей из Польши в Смоленск?

В европейских странах наметилась определенная тенденция – если ранее покупатель приобретал, в первую очередь, местную продукцию, то сейчас он может взять хорошего качества, но импортную. Разместив производство в Смоленске в 2017 году, мы одновременно создали альтернативу китайским поставщикам для рынков Европы и стали гораздо ближе к российским потребителям.

Важную роль также сыграла поддержка со стороны государства, которую получают производители, ориентированные на импортозамещение и увеличение экспорта РФ. Наша продукция не попадает под санкционные ограничения, и мы успешно продолжаем ее реализовывать в странах ЕС, СНГ, а также Северной Африке. Например, в ближайшее время поставим первую партию товара в Грузию. Ранее здесь приобретали китайскую продукцию, однако сейчас решили переориентироваться на российского производителя.

Насколько сегодня ощущается давление со стороны китайских компаний, которые имеют колоссальный объем рынка в России?

Одна из задач нашей компании – увеличение доли российской продукции на внутреннем рынке. Согласно действующему законодательству, ввоз ламп в Россию не облагается пошлиной.

Сегодня ситуация складывается таким образом, когда около 97% товара поступает из Китая. Другими словами, рынок практически полностью отдан на откуп китайским компаниям. Они спокойно распространяют свой товар. При этом различные светотехнические параметры продукции могут быть занижены, однако за счет более низкой цены подобные образцы выглядят привлекательнее в глазах массового потребителя.

Пользуясь ситуацией коллеги из Поднебесной максимально демпингуют?

После пандемии производство в Китае возобновилось раньше снятия ограничений на работу профильных объектов торговли у нас. В результате у наших иностранных коллег сложился переизбыток производства. Кроме того, наблюдается логистический коллапс, когда контейнера «зависли» в Европе и США. Доходило до того, что китайские компании продавали на российском рынке лампу за 25 рублей, когда ее себестоимость без привоза составляет 27 рублей. По большому счету, они соперничают между собой.

Что касается светильников, то 1,5-2 года назад российское правительство ввело ввозную пошлину. Сейчас в каждом регионе России организовываются предприятия, выпускающие светотехническую продукцию. Они успешно конкурируют с китайскими аналогами. Нам эта ситуация также интересна, поэтому мы частично переориентируем выпуск продукции в сторону светильников. Поскольку государство в этом вопросе защитило отечественной рынок, то мы надеемся, что Минпромторг разработает меры поддержки и для производителей светодиодных ламп.

Стоит отметить, что после ввода пошлины китайские дистрибьюторы начали использовать механизмы нечестной конкуренции. Так, например, они инициируют проверки в адрес российских производителей. Причем в этот процесс включились и крупные дистрибьюторы.

Как сложился для компании год под знаком пандемии коронавируса?

Планы, которые мы перед собой ставили по росту прибыли, по объективным причинам выполнить не удалось. Безусловно, мы благодарны властям, что разрешили нам работать в период пандемии.

Для сохранения рабочих мест на фабрике пришлось предпринять ряд вынужденных мер. Мы переориентировали работу трех рабочих смен таким образом, чтобы две находились в ежегодном оплачиваемом отпуске (сместили отпуска с летних месяцев на весенние). В результате две недели смена работала, затем уходила на заслуженный отдых, а ее заменяла другая. Немаловажно, что нам хватило собственных средств для обеспечения заработных плат сотрудникам, поскольку наша сфера не попала в число субсидируемых государством.

Продажи также продолжались, но от стабильного оборота за три месяца мы потеряли 60-70 процентов. Причина лежит на поверхности — сетевой ритейл простаивал. Поэтому мы, естественно, ожидали снятия ограничений.

Несмотря на все сложности, Belligt получил годовой оборот на уровне прошлого года. Даже с небольшой прибылью. Мы не сократили ни одного сотрудника, а в начале этого года создали еще 20 рабочих мест (в Смоленске на предприятии работает 61 человек – прим. редакции).

Расширились и производственные площади фабрики…

Мы достроили на территории предприятия новый корпус, где разместим станки и оборудование для производства газоразрядных ламп. Часть здания, возможно, займут термопласты для производства пластиковых комплектующих используемых при производстве светодиодной лампы.

Также мы установили линию для SMD монтажа, в ближайшее время ожидаем поставку еще одной. В будущем планируем локализовать производство на 70-80 процентов создания мелких комплектующих. В конечном счете, это положительно скажется на цене для потребителя.

Кроме того, запущено в эксплуатацию производство ламп ДНаТ. Такой подход позволяет нам реализовать контроль качества выпускаемой продукции на всех этапах, а также быстро и эффективно реагировать на отзывы наших клиентов.

Лампы типа ДНаТ — проверенный источник света с доказанной надежностью. Высокая световая отдача (до 130 лм/Вт), хороший срок службы (до 25 000 ч) и широкий диапазон рабочей температуры делают эту лампу уникальной в своем роде.

Отдельную серию ламп ДНаТ Агро для теплиц характеризует полезный для растений спектр освещения, который позволяет ускорить процесс образования цветов и завязей и получать высокие урожаи. Дополнительным преимуществом таких ламп перед светодиодными «фито источниками» является тепловая отдача, что помогает экономить на отоплении теплиц в холодное время года.

В целом, общий объем инвестиций в производство в 2020 году составил 18-20 млн рублей.

В связи с введением нового оборудования изменился и ассортиментный ряд?

Да, он несколько изменился. Причем на фоне пандемии сократился объем реализуемой продукции на европейский рынок и увеличился в страны СНГ. Например, наполнение белорусского рынка увеличилось вдвое.

Мы изготовили пробную партию пылевлагозащитных светильников, оснащенные датчиками движения и звука. Запустили в производство линейку декоративных ламп, и в ближайшее время эту линейку расширим.

Также мы создали несколько вариантов светильников для сектора ЖКХ, уличного освещения, офисных и административных помещений. Как я отмечал выше, с учетом поддержки государства этот рынок нам интересен, и мы готовы предлагать продукцию высокого качества за приемлемую цену. Возможно, это коснется не только реализации продукции в РФ, но и в странах ЕС. Будем этот вариант прорабатывать.

Мы понимаем, что важно не только создать привлекательную по цене продукцию, но сделать ее качественной. Считается, что количество брака в массовом производстве ассортимента светотехнического оборудования не должно превышать 1%. Мы для себя установили планку в 0,5%. По проведенному нами анализу, за минувший год процент брака в общем объеме продукции составляет около 0,26%.

Какую поддержку компании оказывают власти?

В 2018 году мы получили субсидию после покупки оборудования при размещении производства. С тех пор мы сотрудничаем с организациями инфраструктуры поддержки бизнеса. Приятно, что нашу работу отмечают и по итогам престижных конкурсов. В 2019-м мы получили награду, как «Экспортер года», а также стали победителями федерального этапа премии «Бизнес-Успех».

В 2020-м благодаря помощи центра «Мой бизнес» удалось оформить сертификат на нашу продукцию российского производства. Региональный Центр поддержки экспорта, свою очередь, организовал поиск контрагентов. Сейчас мы совместно работаем над созданием сертификата для ЕС, а также готовим онлайн-выставку. Также мы рассматриваем возможность экспортного контракта для нашего дистрибьютора в Белоруссии. Речь идет о покрытии отсрочки, которую Belligt предоставляет нашим контрагентам.

Резюмируя отмечу, что мы, конечно, ожидаем от государства еще большей поддержки для защиты и развития отечественного рынка.

В ходе диалога вы неоднократно упоминали Белоруссию. По какой причине соседнее государство представляет собой привлекательный рынок для светотехнической продукции?

В Белоруссии создана четкая государственная политика по недопущению некачественных товаров на рынок. Еженедельно продукцию поставщиков тестируют. Если она не соответствует заявленным параметрам, то компания лишается сертификата. Новый обойдется в приличную сумму – в пределах 700-800 тысяч рублей. Благо, с такими проблемами мы не сталкивались.

Кроме того, в Белоруссии действует система квот, когда местный производитель гарантированно получит в каждом магазине ряд позиций для реализации продукции. У нас, к сожалению, регулирования на таком уровне нет.

Важно отметить, что благодаря введенным в республике мерам мы можем не играть в вопросе цены/качества. Кроме того, наш дистрибьютор привержен нашим принципам работы, что позволяет взаимодействовать еще эффективнее.

Поделитесь планами на 2021 год?

Сегодня мы производим около 30 млн единиц продукции в год. В будущем планируем нарастить производство вдвое и реализовать все планы, которые выстраивали еще на 2020-й. Кроме того, рассматриваем возможность выхода на тендерные площадки, что также расширит клиентскую базу. Уверен, знания и опыт сотрудников Belligt в сфере освещения, послужат наилучшим решением для наших клиентов.

SmolNarod.ru