«Оплата труда педагогов: как изменить ситуацию к лучшему?». Доклад подготовили специалисты ВШЭ. Вместо традиционной «почасовки» предлагается ввести более гибкую интегрированную систему. Вместе с гарантированной базовой частью в модель вводят новые коэффициенты компенсационных и стимулирующих надбавок.
На систему оплаты труда педагогов обратили внимание, изучив соотношение уровня зарплаты и покупательской способности в «допандемийные» и «пандемийные» годы. В отличие от других сфер в общем и дошкольном образовании резких изменений не было. Но значительно выросла нагрузка из-за новых форм работы. Сочетание обучения онлайн и оффлайн показало, что педагоги стали решать новые задачи, нагрузка на преподавателей возросла. Уровень заработной платы остался прежним.
Эксперты предложили создать интегрированную систему. То есть, сделать базовый оклад не менее 70 процентов средней зарплаты по региону. По мнению аналитиков, такой подход позволит сделать оплату более предсказуемой и прозрачной. В систему оплаты ввести не только количество уроков, но и всё время, необходимое для подготовки к занятиям. И плюсовать к окладу компенсационные и стимулирующие выплаты.
Компенсационные выплаты предполагают особые условия труда. Например, если работа стала более интенсивной, требует повышенного напряжения и занимает больше времени. Второй вариант – стимулирующие надбавки. Они начисляются при высоком качестве работы и подталкивают к получению новых навыков. Здесь кроме знакомых первой и высшей категорий вводятся понятия «учитель-наставник» и «учитель-методист». В соответствии с этими достижениями вырастает и коэффициент надбавок.
Эксперты предлагают два сценария развития событий. Первый – «жесткий», когда различие в оплате при достижении определённой квалификации будет до 30 процентов. Второй – «мягкий». Он предполагает дифференциацию в 20 процентов вместо нынешних десяти. Кстати двадцатипроцентная надбавка – это то психологический барьер, который стимулирует человека выполнять новые виды работы.
Эксперты не отрицают, что в обеих сценариях предусмотрены вливания из федерального бюджета. Расчёт заработной платы строился на действующих нормативах, но учитывалась возросшая нагрузка и внедрение федеральных стандартов образования.