Что это было: благое дело или превышение полномочий – предстоит разобраться следователям
В Смоленске двое сотрудников правоохранительных органов и судебно-медицинский эксперт организовали похороны одинокой пенсионерки. Все траты производились за счет покойной: «волонтеры» расплатились за погребение сбережениями самой женщины, которые были найдены в ее квартире. Добрый на первый взгляд поступок троицы обернулся для них доследственной проверкой.
***
Инцидент произошел в минувшем июне. Оперативник, следователь и судмедэксперт выехали к усопшей на дом после стандартного в таких случаях вызова. Как сообщает Telegram-канал Baza, женщина умерла за несколько недель до обнаружения тела.
Родственников у пенсионерки не оказалось, зато нашлись так называемые гробовые деньги. Тогда-то добровольцы и решили «сделать благое дело» – предать тело земле.
Для проведения полноценных похорон были приобретены гроб, крест, заказаны традиционные отпевание и непосредственно погребение. Хватило и на оплату надгробия, а также на могильные венки, добавил источник SmolNarod. Но когда, казалось, дело было сделано, начались неприятности.
***
Исчезновение пенсионерки через некоторое время заметили ее подруги – они и забили тревогу. Узнав о смерти женщины, приятельницы приехали в морг, чтобы забрать тело, но не тут-то было.
«Подруги умершей старушки предъявили в морге претензии из-за выдачи тела покойной постороннему лицу. Возмущенный судмедэксперт, производивший со следователем осмотр тела на дому, высказывал подругам претензии: мол, как вы дружили и ухаживали за ней, если труп частично мумифицировался?» — рассказал источник издания.
«Волонтеры» не понимают, почему к ним возникли подобные претензии. Тем не менее, «инициативная группа пенсионерок» обратилась в правоохранительные органы, где одна из них рассказала, что от сбережений умершей должна была остаться «сдача», но на деле ее не оказалось.
***
SmolNarod обратился за комментарием об описываемых событиях в пресс-службу регионального СУ СК. В ведомстве нам сообщили, что по данному факту организована доследственная проверка – провести ее распорядился руководитель регионального следственного управления Анатолий Уханов. Представители ведомства выясняют, усматривается ли в действиях троицы превышении должностных полномочий. По результатам проверки будет принято процессуальное решение.
По данным другого источника издания, оперативник в организации погребения участия не принимал, а молодой следователь вполне мог быть введен в заблуждение. А вот прошлое судмедэксперта небезупречно: ранее специалист был судим, в том числе за мошенничество – по статье 159 УК РФ.
***
Редакция обратилась за комментарием о случившемся к независимому судебно-медицинскому эксперту, юристу Юрию Кириленкову, который сообщил следующее:
«Участники событий утверждают, что на похороны были потрачены все деньги женщины «до последней копейки», но пытаются возложить ответственность за случившееся друг на друга. Фигурирующий в деле судебно-медицинский эксперт действительно был осужден, причем дважды: за мошенничество и за причинение средней тяжести вреда здоровью – эти данные есть в открытых источниках.
Примечательно, что погребением женщины занималась одна из ритуальных организаций Смоленска, близкая к этому судебно-медицинскому эксперту. Изначально были попытки привлечь к проведению похорон другую профильную компанию, но ее представитель отказался, усомнившись в законности предложения. Впрочем, ни один здравомыслящий человек на такое не пойдет.
Умершего из морга имеет право забрать его родственник или законный представитель (лица или организации, осуществлявшие при жизни умершего опеку или попечение над ним). Труп женщины и свидетельство о смерти получил сотрудник ритуальной организации.
К слову, сейчас УМВД по городу Смоленску проводит проверку по факту продажи информации об умерших компаниям, оказывающим ритуальные услуги. Один из фигурантов этой проверки – тот же эксперт.
В целом в происходящем мы видим отражение жуткой кадровой катастрофы последних лет в судебно-медицинской экспертизе Смоленской области. Фигурирующий в деле эксперт занимает сразу несколько должностей, в том числе одну из руководящих (!) – видимо, начальство считает его одним из лучших специалистов. При этом только на июль ему поставили восемь суточных дежурств при одновременной пятидневной рабочей неделе, что, к тому же противоречит требованиям трудового законодательства».