Озорная плясунья и сдержанная горожанка: в Смоленске «ожили» башни крепости

В Громовой башне Смоленской крепости впервые прошел театральный вечер

Культура

Представить башни Смоленской крепостной стены в виде юношей и девушек, которым порой ценой собственных жизней необходимо защищать город от нашествий врагов – такая идея легла в основу театрализованного представления, организованного в Громовой башне. Автор произведения –  доктор философских наук и кандидат архитектуры Сергей Пиляк.

Под руководством режиссера-постановщика Виталия Игнатенко, известного актера и лауреата премии имени Грибоедова, студенты театральной мастерской Смоленского государственного института искусств «Лес-Чудес» устроили для гостей музея путешествие в мир, где соединяются факты, легенды, народные сказания и предания.

С помощью стихов, музыки и танцев юные артисты попытались передать дух времени, когда Смоленская крепость была не только символом защиты, но и частью живой традиции, полной мифов и героических историй. Лишенная сюжета в классическом понимании, пьеса рассказывала о трех испытаниях, которым подвергся наш город: русско-польской войне, войне 1812 года и Великой Отечественной войне.

«А вороги уж поджидают. Сгрудились вороги над градом-Смоленском, порешали вновь его взять. Первым Поляк пошёл. С запада соседствовал, недалеко жил. Отразили Поляка, да пригорюнились. Крепостной хоровод разорван, четыре башни вырваны из родной землицы взрывами сильными. Кирпéнь-кирпичник, Камóнь-каменщик, Плóтя-плотник взялись отстраивать и город, и весь крепостной хоровод, рубахи да сарафаны латать», — такими словами описывается первое из обозначенных событий.

После каждого сражения крепостное ожерелье лишалось нескольких своих жемчужин.

«От врагов земли Русской поредел наш хоровод, но крепко стоят уцелевшие молодцы и девицы. Осталось их 18, поседевших, рубцами покрытых, но стойких и могучих», — завершили поставку артисты.

К слову, для продумывания всех деталей представления у учащихся института искусств была всего пара дней. Как рассказала одна из актрис, студентка первого курса режиссуры, театрализованных представлений и праздников Дарья Кирсанова, для ребят это стало настоящим вызовом:

«Но мы не испугались его, наоборот, было интересно создать что-то экспериментальное. До этого мы выступали только на классической сцене. А здесь совсем другая атмосфера — сами стены Громовой башни погружают в историю, помогают лучше прочувствовать смысл нашей постановки».

Ее коллега Вероника Соленкова добавила, что все нюансы — образы, переходы, музыкальное сопровождение, рисунки, движения, даже взгляды — студенты продумывали сами:

«Для нас это первый подобный опыт. Мы впервые адаптировали текст под сценарий. Думаю, что получилось интересно. Но самое главное, что наша работа понравилась зрителю, нашла отклик».

И здесь актрисы не ошиблись. Публика посчитала подобный формат уникальным.

«Первый раз вижу подобное представление в стенах музея. Очень интересно таким образом прочувствовать историю родного города: через театр, песни и танцы. Мне кажется, что подобный эксперимент точно должен получить продолжение, такие перформансы будут пользоваться популярностью среди жителей города. Театрализованный формат подачи исторической информации пробуждает множество эмоций — тут и гордость за Смоленск, и боль за его многострадальную судьбу», — поделилась впечатлением горожанка Мария Переливская.

В Громовой башне Смоленской крепости впервые прошел театральный вечер
Фото: t.me/smolkrepost

Художник Татьяна Кошелева и вовсе сказала, что представление вызвало у нее слезы:

«Молодым актерам удалось очень хорошо прочувствовать все основные военные вехи истории Смоленска. Заметно, что они волновались, но смогли вложить частичку души. Это очень здорово: видеть, как молодежь не забывает своих корней. Думаю, будет хорошо, если удастся создать другие подобные спектакли: про самих горожан, например, или про каждую отдельную башню. И выходить на широкие театральные площадки».

Завершился театральный вечер в Громовой монологом Виталия Игнатенко, в котором он описал, какими могли бы быть башни крепости, ожившие в человеческом облике. Например, Башня Веселуха, скорее всего, напоминала бы озорную плясунью. Это молодая улыбчивая девушка, раскинувшая руки в танце. Она одета в рубаху, чьи манжеты расшиты золотом. На голове – кокошник.

Ее противоположность — Пятницкие водяные ворота. Они видятся в образе сдержанной горожанки с прямой спиной и гордым, твердым взглядом. Громовая башня закономерно находит олицетворение в облике грозной воительницы, Копытенские ворота – молодого пастуха, с холщовым мешком и рожком в руках, а Авраамиевские ворота – старца в черных монашеских одеждах с длинной белой бородой.

SmolNarod.ru