Мальчик, сбитый Infinity в Смоленске, встал на ноги и вернулся в школу

Пройти этот путь Дане помогли сотни незнакомых людей – кто угодно, кроме виновницы аварии

История Дани Кузьменкова – мальчика, который чудом выжил после жуткого ДТП на улице Николаева, – всколыхнула едва ли не весь Смоленск. Вопреки прогнозам врачей, он вновь встал на ноги. В мае, спустя год после роковой аварии, мы уже рассказывали об успехах Дани. Недавно SmolNarod вновь навестил мальчика и его семью.

Маленький герой продолжает делать поразительные успехи, но без трудностей на пути к восстановлению, увы, не обходится. И одна из них заключается в том, что средства на реабилитацию уже заканчиваются, а виновница ДТП не спешит выплачивать компенсацию морального вреда, которая была назначена ей судом в размере 4,9 миллиона рублей.

Большой прогресс маленького человека

Первое приятное удивление вызвал тот факт, что вслед за мамой Екатериной встречать журналиста вышел сам Даня. Да, медленно. Да, неуверенно. Да, оступившись по дороге к входной двери. Но сам! За прошедшие месяцы в окрепшем парнишке уже тяжело узнать ребенка, которого мы видели полгода назад: он стал заметно выше, вновь набрал вес и вполне буднично поздоровался. Еще весной каждое слово давалось мальчику с трудом, теперь же его «Здравствуйте» не только звучит куда более отчетливо, но и почти не вызывает затруднений при произнесении.

Опираясь на маму, Даня провел своего гостя в комнату, где проходят тренировки – вот-вот начнется очередная из них. Сразу бросилась в глаза перемена обстановки: исчезли коляска, в которой мальчик сидел во время майской встречи, и вертикализатор. На их месте появились беговая дорожка, полусфера для балансировки, подставки для отработки подъема ног, утяжелители и многое другое.

Минувшим летом Екатерина с Даней прошли курс интенсивной реабилитации в подмосковном центре «Три сестры». В течение месяца занимались практически без перерыва. Это были колоссальные нагрузки, порой несопоставимые с состоянием ребенка. Несмотря на то, что Даня очень устал, и после месячного восстановления ему потребовался недельный отдых даже от тренировок на дому, по возвращении в Смоленск мальчик полностью отказался от использования коляски.

Инвалидное кресло вместе с дополнительными медицинскими приспособлениями родители Дани подарили семье, в которой растет девочка с ДЦП, а переднеопорный вертикализатор передали в «Вишенки», где работает инструктор нашего маленького героя Анастасия. Вскоре появилась и она сама, началась тренировка.

«Я не должен – я обязан»

Весной все начиналось с пассивной разработки рук и ног, а теперь у нас уже полноценные тренировки три раза в неделю. Чаще заниматься нельзя – нужно, чтобы оставался восстановительный период, – рассказывает Анастасия.

При выполнении большинства упражнений тренер уже просто подстраховывает Даню, а на лбу и спине у мальчика выступает пот.

Раньше Даня мог не понять, чего от него хотят. Например, в начале Настя давала задание, а он впадал в ступор – приходилось показывать, что надо делать. Теперь достаточно просто объяснить, и Даня делает, а Настя просто страхует его, – объясняет Екатерина.

Помимо занятий ЛФК, Даня занимается и дополнительно. Ходьба на беговой дорожке – ежедневно, в дни без тренировок – по два раза, утром и вечером. Кроме того, мальчик часто использует механическую перчатку, приводящую в правильное положение проблемную левую руку.

Я вижу, что он старается. Редко, когда он может на что-то пожаловаться. Я никогда от него не слышала: «Я сегодня не хочу заниматься». Он большой молодец, особенно для своего возраста: вижу цель – не вижу препятствий, – рассказывает Анастасия. – Мы с ним постоянно проговариваем, что мы делаем, к чему стремимся. Когда говорим о том, что наша цель – максимальное восстановление, он не просто в это верит – он к этому осознанно идет. Для его возраста такая сила воли и исполнительность – колоссальные. Поэтому мы и пришли к таким результатам. У нас такая установка: каждое занятие Даня должен себя преодолевать: чуть сильнее наклониться, сделать на одно повторение больше, чем…

В смысле должен? Я обязан! – шутливо возмущается Даня.

Но одних установок мало, – продолжает инструктор. – Здесь такая домашняя обстановка, что никто ему не дает расслабиться. Не потому, что не жалеют, а потому что это нельзя делать, по крайней мере сейчас. Если бы родители давали слабину, всё было бы более проблематично, а тут иной раз я их останавливаю. Тренер нужен в двух ситуациях: когда один не хочет ничего делать и когда нужно останавливать – здесь второй случай.

Конечно, получается не все сразу. Недавно пробовали вновь научить Даню ходить спиной вперед. Нехитрое на первый взгляд действие пока оказалось непосильным для мальчика. На время эту затею было решено оставить, но потом к ней обязательно вернутся.

За прошедшие месяцы случались и небольшие «откаты». Как пояснила Анастасия, это зависит от многих факторов: во-первых, Даня активно растет. Во-вторых, сохраняется метеорологическая зависимость.

Каждое новое занятие отличается от предыдущего: то нога чуть хуже работает, то рука отстает, то все в порядке. Был период, когда нога стала опять сильно выкручиваться, мы даже этого испугались, – делится Анастасия.

Но мы прошли курс массажа, и нога восстановилась, мы преодолели это, – продолжает Екатерина. – Заметны улучшения и с рукой.

Основной период восстановления у детей – два года после перенесенной травмы. Для активной реабилитации у Дани есть еще полгода, но занятия продолжатся и по окончании этого периода.

Мы будем заниматься и дальше, потому что возможности детского организма не так хорошо изучены, и пока Даня не сформируется окончательно, лет до 18, надо будет тренироваться, – объясняет Анастасия. – Может, со временем мы сократим количество тренировок с трех до двух раз в неделю, изменим подходы, но даже в лучшем случае и с учетом целеустремленности Дани это необходимо.

Снова в школу

Заметны изменения и в эмоциональном фоне Дани. Еще полгода назад он слабо проявлял свои чувства, сейчас же демонстрирует их, почти как прежде. По словам Екатерины, за последние месяцы мальчик очень повзрослел: Даня весной после возращения из Москвы и Даня сегодня – это два разных человека. К тому же четыре месяца назад он вновь стал школьником.

Для Дани было важно самому прийти в школу 1 сентября, и ему это удалось. Он лично смог поздравить с Днем знаний и свою первую учительницу, и новую классную руководительницу. Чтобы наверстать пропущенный год, мы усиленно занимались, летом написали контрольные работы по программе пятого класса, и нас вернули в наш прежний класс – для Дани это было очень важно, – не скрывая гордость за сына рассказывает Екатерина.

Даня учится по общеобразовательной программе шестого класса, но пока преимущественно из дома. Иногда Екатерине удается возить мальчика в школу, хоть это и нелегко, ведь семья живет за городом, а в самом образовательном учреждении занятия проходят на верхних этажах. Приходится приезжать заранее, чтобы успеть преодолеть по шесть-восемь лестничных пролетов.

Труднее всего мальчику даются русский язык и литература, но только потому что ему пока тяжело много писать и читать большое количество текста. Чтобы облегчить учебный процесс, Екатерина распечатывает для сына все необходимые материалы крупным шрифтом. И, несмотря на все сложности, первую четверть Даня закончил без троек. А по итогам второй станет больше пятерок.

Пока что хобби как таковых у мальчика нет, равно как и свободного времени. Он постоянно занят тренировками, учебой, в том числе отработкой почерка, много раскрашивает. Также приходится усиленно работать над восстановлением памяти, например, учить стихи. Недавно один из них – о пользе спорта – Даня рассказал своему тренеру. Если раньше он мог выучить что-либо и вскоре забыть, то сейчас мальчик начал по-настоящему запоминать материал.

Наша задача – вернуть Дане самостоятельность в повседневной жизни. Мы прикладываем все усилия, чтобы он смог обходиться без помощи мамы во все сферах и полноценно учиться в школе, – объясняет Анастасия. – Так как до травмы Даня был здоровым ребенком, мы рассчитываем, что добьемся этого.

Столовая ложка дёгтя

Сейчас основная проблема – это деньги. Средства от сбора скоро закончатся, и что делать дальше, семья мальчика пока не знает. Казалось бы, помочь должна виновница ДТП, которую суд обязал выплатить семье Дани 4,9 миллиона рублей, но не тут-то было.

Я изначально сомневалась, что виновница будет помогать. Так и вышло. Сначала был перевод около 20 тысяч рублей, но после от нее приходило по пять тысяч в месяц. Этих пяти тысяч не хватает, даже чтобы оплатить работу инструктора ЛФК. Суммарно до декабря Дане от нее было перечислено тысяч 60, а у нас эта такая сумма уходит на реабилитационные процедуры каждый месяц, – рассказывает Екатерина. – Массажи, магнитная стимуляция, посещение логопеда и невролога, дорогостоящие лекарства, которые нужно принимать регулярно, уколы ботулотоксина, то же ЛФК, оборудование для тренировок, репетиторы, чтобы Даня по учебе не отставал, и многое другое – за все надо платить. Только в этом месяце нам поступило от виновницы сразу 52 тысячи рублей. Если бы она хотя бы оплачивала все необходимые процедуры, у меня бы не было таких претензий… Но нет. У нее ведь все нормально: она здорова, живет полноценной жизнью, а мой ребенок и я уже второй год боремся за то, чтобы максимально приблизить его состояние к прежнему.

SmolNarod обратился за комментарием об этой ситуации в пресс-службу УФССП России по Смоленской области. В ведомстве нам сообщили следующее:

«На принудительном исполнении в Заднепровском районном отделении судебных приставов УФССП России по Смоленской области находится судебное решение о взыскании с местной жительницы денежных средств в размере  4 910 000 рублей. Денежная выплата присуждена в качестве компенсации морального вреда.

В рамках исполнительного производства судебным приставом проверено имущественное и финансовое положение должницы. Согласно ответу из регистрирующих органов за должницей личного имущества не числится, транспортные средства в собственности отсутствуют.

В целях исполнения решения суда судебный пристав ограничил должницу в праве выезда за пределы Российской Федерации, вынес постановление о взыскании исполнительского сбора и обратил взыскание на денежные средства, находящиеся на расчетном счете.

Кроме того, установлено, что женщина зарегистрирована в качестве самозанятой. На ее доходы обращено взыскание.

Взысканные денежные средства судебным приставом своевременно перечисляются на счет взыскателя по исполнительному производству».

В настоящее время работать в силах только глава многодетной семьи, Екатерина же пока вынуждена 24 на 7 находиться с Даней. Зарплаты одного только отца, который к тому же вынужден периодически отпрашиваться с работы, чтобы возить мальчика на необходимые процедуры, не хватает. Но и объявлять новый сбор средств семья не хочет – неравнодушные земляки уже оказали неоценимую помощь, и родители испытывают неловкость от одной только мысли о повторном обращении к смолянам. Остается надеяться только на совесть женщины, которая сотворила все эти испытания для Дани и его родных.

SmolNarod.ru