От площадки до сдачи экзамена — какой путь проходят будущие водители
В Смоленске действуют более десятка автошкол, которые готовят водителей разных категорий. Гибкие графики, углубленное изучение теории и практика — все это обещают предоставить учреждения будущим автолюбителям. Каковы методы обучения будущих автолюбителей, с какими трудностями они сталкиваются, как из новичка превратиться в настоящего профи, на эти и другие вопросы корреспонденту SmolNarod ответил инструктор одной из смоленских автошкол Максим Вячеславович Глебов. Максим работает в автошколе больше четырех лет. Несмотря на скромный стаж, за это время через инструктора «прошли» многие смоляне, получившие права и теперь уверенно чувствующие себя на дороге.
— Максим, насколько сегодня велик спрос на получение водительского удостоверения?
— Обращаются многие, но я бы сказал, что тенденция такова: “есть у всех и мне надо”. Большая часть людей идет в автошколы не потому, что есть необходимость и интерес, а потому, что права, по их мнению, дают некий социальный статус. Мол, есть удостоверение — все отлично. Однако многие, получая права, кладут их на полочку, так как ездить не на чем и продолжают передвигаться на общественном транспорте. Процентов на 60 для многих это просто “галочка”.
-— Вы помните своего самого первого ученика?
— Самой первой ученицей была моя супруга, я ее учил водить. И когда она пришла тренироваться уже в автошколу, успешно выполнила все элементы, которые требовались: параллельную парковку, «змейку» и так далее. А в автошколе самым первым моим учеником был курсант военной академии. Потом их было так много, что я уже и не помню, кто с первого раза успешно прошел экзамен, а кто — со второго. После изменений в экзамене статистика очень сильно упала.
— Какие “фишки” помогут тем, кто учится водить и как себя подготовить к вождению?
— Самая главная фишка — контроль своих эмоций. В нынешнее время это очень тяжело дается людям. Многие, садясь за руль, начинают паниковать. Чем больше на человека воздействуют мнимые страхи, тем сложнее ему будет обучаться. Все должно быть под контролем.
-— Какие автомобили выбирают для обучения в автошколах?
— Сейчас в каждой школе разные автомобили, но там, где я работаю, в автопарке новые машины — не старше пяти лет и только иномарки. Все это для того, чтобы людям было комфортно. Гидроусилитель руля, кондиционер, электронная настройка зеркал, все для комфорта будущего водителя. Это обусловлено тем, что люди сейчас стараются покупать более комфортабельные авто для жизни.
— Можете припомнить курьезные случаи из своей практики инструктора? А страшные?
— Курьезные случаи? Чего только не было! Случалось, что ученики по рассеянности выезжали на полосу с односторонним движением. Тихонечко так вывернули на “встречку” и поехали по ней.
Один из нестандартных подходов к обучению был связан с необходимостью отучить одну даму цепляться за руль. Ситуация банальная: большинство учеников от страха начинают его сжимать, а это мешает чувствовать машину. Но девушка, моя ученица, сжимала «баранку» просто мертвой хваткой. В итоге, я купил два стакана с горячим кофе, и она водила автомобиль на площадке с ними в руках, касаясь рулевого колеса только запястьями. Сожмешь стаканчики и будет неприятно.
Из страшных воспоминаний — ученица на Окружной дороге увидела фуру, которая пошла на обгон по встречной полосе. Расстояние позволяло завершить маневр, но девушка испугалась. Она бросила руль, отпустила все педали и чуть ли не закрыла глаза. Но инструктор всегда контролирует процесс вождения и все, что происходит на дороге.
— Делите ли вы своих учеников на какие-то типажи?
— Условно я делю своих учеников на три категории. Первая: люди, которые заучивают билеты, но ПДД они не понимают. Вторая — те, у кого проблемы с теорией, но на практике они показывают великолепные результаты, как будто родились с рулем в руках. И есть третья категория: они не хотят ни заниматься теорией, ни практикой, считают, что если они заплатили, то автошкола и инструкторы обязаны их научить, но при этом делать что-либо самостоятельно они не хотят.
— Максим, в чем особенности вашего подхода к обучению?
— Я учу своих ребят становиться водителями. Не «натаскиваю» только для того, чтобы сдать экзамен, а делаю все, чтобы человек без страха мог управлять автомобилем. Для примера: 90% приходящих в автошколу учеников уже с первого занятия выезжают с площадки на машине самостоятельно. Я стараюсь донести информацию так, чтобы человек через полтора часа смог проехать указанный маршрут под моим контролем, но сам.
— Вы переживаете за своих подопечных на экзаменах?
— Очень. Мне хочется на экзаменах покупать валерьянку, платочки, я сам во время него очень переживаю, литрами кофе пью. Кажется, нервничаю даже больше учеников, когда сижу на заднем сидении. Они же как дети, когда приходят учиться: не знают ничего, а мне надо за три-четыре месяца сделать так, чтобы человек сел и поехал и, главное, ничего не боялся.
-— Чем покорить инспектора Госавтоинспекции на экзамене?
— Знаниями и навыками, и только! Многие девушки пробовали приходить в коротких юбках, в коротких шортах, но все это не работает. Покорить можно только своими умениями и пониманием того, что мы делаем за рулем. Холодная голова, знание правил дорожного движения и четкое их соблюдение, а еще — уверенность.
Иногда инспекторы не совсем понимают, что методику сдачи экзамена поменяли, а вот обучение осталось тем же. Тот курс, который дается от автошкол, все же маловат для успешной сдачи экзамена. Занятий не хватает в нынешнее время, после изменений, вступивших в силу в апреле прошлого года (из практического экзамена для учеников убрали разделение на площадку и город, а также маршруты сдачи по районам; теперь кандидат на аттестации выполняет упражнения на площадке, а затем выезжает на дороги Смоленска — прим.ред.). Сейчас, чтобы получить водительское удостоверение, нужно откатать спокойно весь город и не один раз. Время обучения, к сожалению, этого не позволяет. Ученик часто попадает туда, где он не был и здесь помогают только четкое знание правил, уверенность в своих действиях.
— Кто чаще сдает экзамен с первого раза: парни или девушки?
— По статистике чаще с первого раза сдают девушки. Все объясняется просто: сейчас в нашей автошколе учится больше дам, чем парней.
— Много ваших учеников сразу покупают авто и начинают на нем ездить?
— Если обобщенно — чуть меньше половины. Например, недавно, четыре девочки, которые у меня выпустились, приехали пить кофе со мной уже на своих машинах. Это такая добрая традиция, плюс я своим ученикам на прощание дарю наклейку на их авто.
— А теперь самый главный вопрос, который волнует всех: кто же внимательнее и лучше ведет себя на дороге, мужчины или женщины?
— Вопрос с подвохом. Но вообще, по моим наблюдениям, 50 на 50. Поясню: есть девушки и женщины, очень толковые, внимательные и старательные. Но среди них есть и те, кто такими качествами не обладает. Среди мужчин картина такая же. По поводу парковки то же самое. Есть девочки, которые паркуются с первого раза, а есть парни, которые только с десятой попытки усваивают, куда крутить руль. Важно желание: когда оно есть, чтобы работать над собой и своими навыками, тогда все будет получаться. А если его нет, то тут ничего не сделаешь.