Семья Пузенко создала свой бизнес в Смоленске. Их продуктом является уникальная ореховая паста Montiy. О том, как удалось создать бизнес, не потерпеть крах во время пандемии, развиваться, заниматься благотворительностью, читайте из первых уст.
Мы встретились с Юлией и Леонтием Пузенко. Молодые люди создали свой продукт – арахисовую пасту под брендом Montiy. Ребята не только разработали сами свой уникальный рецепт, но еще и адаптировали его, создавая все новые и новые вкусы. Это сейчас семья Пузенко имеет свое производство и успешно представляет Смоленскую область на различных федеральных выставках, но было и другое. Юлия и Леонтий рассказали нам об истории своего успеха.
«Дети мира»
Юля родилась в городе Гродно в Белоруссии. Но волею судьбы, познакомившись с будущим мужем в Гродно, переехала в Смоленск. Здесь она стала гражданкой Российской Федерации.
Леонтий – «сын мира». Его родители военные. Мама из Гродно в Белоруссии, папа из Украины. Сам Леонтий родился в Германии. Большую часть детства он прожил в Казахстане. По распределению семья военных много переезжала и последним местом службы стал Смоленск.
21-летняя и 22-летний Леонтий поженились. Супруг определил местожительство семьи – выбор пал на Смоленск.
Первое время, с двумя маленькими детьми, молодой семье пришлось не просто.
Хотелось жить, хотелось заниматься чем-то своим, интересным, — вспоминает свои мечты Леонтий.
Эта маленькая мечта – иметь свое дело – у нас витала давно. Мы расписались в 2010 году и уже тогда пробовали делать свой бизнес. Мы решили продавать конфеты на Киселевском рынке. Но была жара и все таяло, — смеясь, вспоминает Юлия.
Затем молодожены ушли на наемные работы, но мечта все время жила с ними.
Первый опыт приготовления ореховой пасты
Юлия вспоминает, что у маленьких детей тогда были большие проблемы с питанием. Кстати, если раньше считалось, что для предотвращения аллергии на земляной орех его следует вводить в рацион не раньше 3 лет, то теперь возраст снизился до 4–6 месяцев: именно в этот период употребление измельченного арахиса в небольших дозах способно создать у ребенка устойчивость к содержащимся в нем аллергенам. К тому же арахис способствуют восстановлению клеток, укреплению иммунитета, повышению работоспособности, укреплению сосудов, улучшает работу головного мозга, память, положительно влияет на сердце, кровяное давление и обмен веществ.
Юлии попалась на глаза статья, в которой рассказывалось о семье с Дальнего Востока, изготавливающей арахисовую пасту.
Лёня загорелся этой идеей. Говорит, давай попробуем! Но рецепты из интернета нас не устроили. То масло нужно добавить, то воду… Где же натуральность продукта? Мы решили доработать рецепт и откинули все ингредиенты, оставив только сам арахис и морскую соль.
Первую свою арахисовую пасту молодые люди готовили дома с помощью простого блендера. Своим кулинарным шедевром потчевали только детей вместо покупных сладостей с кучей добавок.
Первая паста была не идеальной визуально, но была очень вкусной, — вспоминает Юлия.
Так, физик-информатик Леонтий и историк-антрополог, а также специалист по рекреации и туризму Юлия проникли в новую неизведанную сферу изготовления арахисовой пасты.
Первые деньги
О том, что на арахисовой пасте можно зарабатывать, молодые люди узнали в один из светлых праздников.
Это была Пасха. В нашей семье этот праздник всегда отмечается. Но денег на подарки тогда катастрофически не было. Мы решили приготовить свою пасту, разлили по баночкам, сверху крафт-бумагу обвязали бечевкой, как варенье, — рассказывает Юлия.
Презенты, сделанные своими руками, семья подарила самым близким людям – родителям, семье брата Леонтия. Мало того, что родным паста понравилась, так еще ее оценили коллеги на работе. Они стали просить делать для них пасту на заказ.
Естественно, что на домашнем блендере этого делать было уже нельзя. Да, это очень вкусно, но внешний вид, консистенция пасты для продажи должны быть идеальны. И тогда нам пришлось купить первое профессиональное оборудование. Размер не такой уж и большой, но шум от него был приличный. Первое время готовили по ночам, после того, как уложим детей спать, а Леонтий вернется с работы. Благо, тогда еще не заселился сосед.
Пошли первые продажи. Ребята публиковали душевные рекламные посты в соцсетях. Люди откликались и с радостью покупали новое для Смоленска лакомство. Но это больше было хобби, нежели источник заработка.
Тогда еще не было оригинальной упаковки. Пасту молодые предприниматели продавали в доступных стеклянных баночках, с перевязанной бечевкой крафт-бумагой. Сверху наклеивали черно-белую распечатанную этикетку с названием арахисовой пасты «Montiy».
Помню, была ярмарка ко Дню города. Можно было принести для дегустации пасту. И это был потрясающий успех! Мы тогда за этот день продали на 5 или 10 тысяч рублей пасты (уже не помню). Но это было для нас запредельным! До этого мы считали, что паста – это просто наше хобби, а не способ заработка денег. Но с той самой ярмарки с нами до сих пор остались и первые покупатели. Эта ярмарка стала главным толчком для развития.
Но вскоре в пустующую соседнюю квартиру заселились. Пришлось думать о том, чтобы искать помещение для производства, создавать оригинальную тару, упаковку, а также точки реализации продукции.
Чем может помочь смоленский Центр «Мой бизнес»
Молодые предприниматели очень благодарны за помощь Центру поддержки предпринимательства «Мой бизнес». А ведь когда-то они о нем и не знали.
Интересно, что это не мы их нашли, а они нас! Была ярмарка «Вяземский пряник». И в администрации Вязьмы сказали, что все места уже заняты. Но мы отправили коробку со своей пастой через знакомого участника ярмарки. Там пасту увидела менеджер Центра «Мой бизнес» Мариана Двинянинова. Она с нами связалась и пригласила на встречу, где мы узнали, что организация дает предпринимателям не деньги, а бесплатные услуги. Хотя мы вообще даже не рассчитывали на какую-то помощь.
На тот момент продукт молодых бизнесменов нуждался в ребрендинге. Важна была экологичная и яркая современная упаковка. Но на разработку нужно было затратить порядка 200 тысяч рублей, которых у молодой семьи с двумя маленькими детьми просто не было. В Центре им подготовили список специалистов по дизайну. Можно было также предложить своего кандидата. Приоритет – смоленским организациям. Затем Центр оплатил 80% стоимости работ.
Второй значимой поддержкой от «Моего бизнеса» стало привлечение семьи предпринимателей к участию в различных выставках и ярмарках в Москве, Санкт-Петербурге.
На самом деле – это огромная помощь. Там аренда одного квадратного метра стоит около 100 тысяч рублей. То есть для участия в выставке такого масштаба нужно за 5 метров отдать полмиллиона рублей. Таких денег у нас не было. А на этих выставках заключаются главные соглашения по поставкам сырья, сбыта продукции и так далее. Это очень важно для таких маленьких производителей как мы. Помощь Центра в этом вопросе неоценима, — поясняет Леонтий. – От Смоленской области на 15 квадратных метрах размещались 6-7 производителей. Например, с первой выставки в Питере мы приобрели поставщиков стеклянных банок, сырья, с которыми до сих пор работаем.
Третьим обращением за помощью в «Мой бизнес» стал запрос о помещении. На тот момент предпринимателям нужно было помещение не более 50 квадратных метров. Но тогда это было проблемой. Нужно, чтобы оно не просто соответствовало размерам, но и всем требованиям к пищевому производству. В Центре подобрали подходящее помещение, это был молокозавод на Краснинском шоссе.
Мы, когда туда въехали… расставили столы, стеллажи… Стоим в пустом помещении и думаем, что на то, чтобы обжиться, уйдут годы, — вспоминает Юлия. — Прошло чуть больше года, и сейчас там уже узкая тропинка для прохода осталась. Места не хватает! Спасают только 4-метровые потолки для стеллажей.
Пандемия – не крах, а стимул развивать другие направления
Семья Пузенко практически за год успела сделать ребрендинг, обрести новую тару и этикетки для продукции, наладить поставки пасты по кафе, магазинам и кондитерским Смоленска, Брянска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Москвы, а также найти производственное помещение. И тут пришел февраль 2020 года. Пандемия практически остановила работу всех точек общепита. Нужно было принимать срочные решения о том, как дальше вести свой бизнес. Семья Пузенко решила выходить на Маркетплейсы. Это посредники между продавцами и покупателями. Среди них Wildberries, Беру, Lamoda, Ozon и другие известные площадки.
Сначала ребята попробовали свои силы сами. Но вскоре, столкнувшись с некоторыми нюансами при продажах, например, на Wildberries, они вновь обратились в Центр «Мой бизнес». Там к тому времени начали предоставлять услугу в виде сопровождения при выходе на «Маркетплейсы». Приятным бонусом стало предоставление фотографа, чтобы сделать профессиональные снимки для разных платформ, ведь все они предъявляют различные требования к предоставляемым фото.
Фотографы просили такие суммы, что нам нужно было заплатить 20-30 тысяч рублей за фотографии 7-10 видов паст. Нашего бюджета на это не хватало. И мы снова обратились в Центр «Мой бизнес». Мы привели фотографа, с которым центр заключил договор. С этими фото мы и выставлялись на «Маркетплейсе».
Но если с Ozon молодым предпринимателям удалось разобраться, то на Wildberries пошли большие «проседания» продаж. «Мы катастрофически летели вниз», вспоминает Леонтий. И снова компания обратилась за помощью в Центр. Там предоставили специалиста, который пошагово вводил предпринимателей в Wildberries, объясняя все нюансы работы на этой платформе.
Продажи взлетели. И каждую неделю идет рост. Я вижу в глазах Павла (специалиста) огонь. Казалось бы, ему дела нет до этой пасты, но он сам испытывает кайф от того, как меняется рейтинг, как быстро уходит продукция со складов. Самое главное, что в Центре нас слышат, отвечают на вопросы, дают поддержку в виде специалистов, услуг. Это очень правильное решение, что оказывают услуги, а не просто дают деньги. Ну вот дай нам эти 200 тысяч рублей. Куда бы их потратили и на что? А так нам оказали услугу в виде оплаты специалистов, нас сопровождают профессионалы, – поясняет Леонтий. – А главное, что там работают люди с прекрасными человеческими качествами, которые всегда откликаются и вместе с нами ищут пути решения каких-либо проблем, с которыми мы столкнулись. Они работают на дело, результат, а не для галочки.
Мечты семьи «Монтийцев»
Сейчас пасту в основном покупают приверженцы ЗОЖ, вегетарианцы, спортсмены как самостоятельный отдельный десерт. Ведь такая паста содержит не только клетчатку, она состоит из большого количества растительных белков и полезных жиров, богата витаминами и минералами, содержит антиоксиданты, флавоноиды, полифенолы. Без сахара, без красителей, без стабилизаторов.
Но ореховая паста прекрасно подходит для различных кулинарных воплощений: бисквитов, чизкейков, кремов, мороженого, соуса к салату и даже приготовления мяса. Паста отлично сохраняет цвет и аромат при нагревании.
Юлия и Леонтий Пузенко уверены, что дальше им нужно развиваться в направлении Horeca (отели, рестораны, кондитерские). На своем опыте они поняли, что все свои пасты, а на сегодняшний день их немало (арахисовая, фисташковая, кунжутная, из фундука, кешью, кокосовая, миндальная) часто используют не просто для бутербродов, но и для приготовления мороженого, кондитерских изделий. «А какая индейка оказывается вкусная, когда ее натирают ореховой пастой и запекают в духовке», — поясняет Юлия.
Кстати, если сначала всю пасту изготавливали Юля и Леонтий вдвоем, то сейчас уже стали задумываться о введении людей в штат для помощи с упаковкой. Вот так забота о близких за пару лет выросла в свой бизнес, который приносит не только деньги, но и удовольствие.
Несмотря на свою занятость в семейном бизнесе, воспитании детей, участии в различных выставках, доскональном изучении ведения бизнеса, Юлия и Леонтий постоянно занимаются благотворительностью. Они с радостью оказывают помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, участвуют в общественной жизни по озеленению города, поддерживают клуб, сопровождающий беременных.
Фото предоставлены семьей Пузенко