По сообщению администрации Смоленской области, педагогическим работникам общеобразовательных школ с 1 сентября решено поднять заработную плату на 25 процентов. Таким образом, она должна достигнуть прогнозируемой на 2013 год средней зарплаты по региону – 20 329 рублей. Таких показателей планируется добиться за счет увеличения базовых окладов учителей на 15 процентов и фонда оплаты труда на 10 процентов.
Завидный заработок, не так ли? Мы попытались выяснить у директора одной из смоленских школ, действительно ли настолько высок достаток наших учителей?
Школьная бухгалтерия – дело непростое, путаное. Зарплата учителей складывается из двух больших составляющих – должностного оклада и надтарифных надбавок. Должностной оклад включает в себя базовый оклад и три вида доплат – за высшее образование, за категорию и стаж. До сентября размер базовых окладов составлял 4426 рублей, с учетом повышения на 15 процентов он должен достичь 5090 рублей.
Учитель с высшим образованием, но без категории, работая на ставку, будет получать ориентировочно 10-11 тыс. рублей в зависимости от учебного стажа. Если набор надбавок максимальный, т.е. учитель имеет высшую категорию и отработал в школе более 10 лет, то размер зарплаты на ставку может достигать 14125 рублей.
Приблизительно половина школьных учителей таким жалованием и довольствуются. Остальная часть педагогических работников получает стимулирующие надбавки из так называемого надтарифного фонда. Его размер составляет 18 процентов от фонда оплаты труда школы.
Самые крупные надбавки учителя получают за проверку тетрадей (10-15 процентов от ставки) и классное руководство (от 20 до 100 процентов от ставки). По словам нашей собеседницы, размер стимулирующих выплат колеблется в диапазоне от 500 до 6000 рублей.
Практика показала, что до сентябрьского повышения учителя, работавшие на ставку, получали минимум 11,6 тыс. рублей, а максимум – 15,3 рублей. С учетом предстоящего повышения зарплата будет варьироваться между 13-18 тыс. рублей.
Особо стоит отметить, что молодые специалисты, не имеющие ни стажа, ни категории, могут рассчитывать только на минимальные (по сравнению со старшими коллегами) зарплаты – 13 тыс. рублей.
Таково реальное положение дел с учительскими зарплатами.
Вместе с тем, по официальным данным, средняя зарплата учителей в Смоленской области уже сейчас достигает 20 381 рубля. Откуда берется такая цифра? Соответствует ли она реальности или является «средней температурой» в больничной палате?
Дело в том, что
большинство учителей работает не на одну, а на полторы ставки. Ставка – это 18 уроков в неделю, по 3-4 урока в день. Полторы ставки – 27 уроков в неделю, по 4-5 в день. Только при условии увеличенной нагрузки и дополнительных обязанностей учитель получает более 20 тыс. рублей, как о том рапортует официальная статистика.
Статистика в данном случае не врет, но оставляет в тайне, каким образом такие цифры складываются.
В конце прошлого учебного года зарплата некоторых учителей высшей категории «подползала» к 30 тыс. рублей. Если прибавить к этому еще 15 процентов, то потолок зарплат поднимется за отметку в 30 тыс. рублей. Однако какой ценой достигается этот заработок? 6-8 уроков в день, по два часа ежедневно на проверку тетрадей, внеклассные мероприятия: утренники, постановка спектаклей, выходы в музеи и театры, олимпиады…
Достаток учителей растет, но не ухудшается ли качество образования? Способен ли учитель, ежедневно проводящий по 5-6 уроков, сохранить свежесть и энтузиазм, без которых невозможно учить и быть интересным для детей и подростков?
Валентин ПЕРЕГУДИН