Не так давно в СМИ появилась информация о том, что смоленский предприниматель оказался пострадавшей стороной в споре с директором музея «Смоленская крепость» Сергеем Пиляком. Суть в том, что Пиляк, назначенный на высокую должность Министерством культуры в 2020 году, умудрился задолжать коммерсанту больше ста тысяч рублей. Как оказалось, это не первая неприятная ситуация, связанная с директором в частности и работой «Смоленской крепости» в целом. Наше издание решило разобраться, что не так с новым музеем?
Реставрация и музеефикация
Три года назад областные власти смогли выбить для Смоленска один миллиард триста миллионов рублей. На эти деньги планировалось отреставрировать крепостную стену. Планировалось, что после реставрации крепость передадут в пользование Смоленскому отделению Российского военно-исторического общества для создания полноценного музея. Это было понятно и логично: после того, как памятник приведут в порядок, у крепости должен появиться хозяин. В задачи нового владельца «ожерелья всея Руси» входило создание как музея, так и полноценной туристической площадки.
На время реставрации Смоленская стена перешла в оперативное управление Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК). Агентство занялось изучением современного состояния крепости, проектированием, определением очерёдности работ. Одновременно РВИО открыло музей военной истории в башне Громовая, затем – так называемый «Музей счастья» в башне Маховая. В Смоленск зачастил Владислав Кононов, который тогда был исполнительным директором РВИО, то есть курировал из Москвы все отделения Общества в России, занимался финансовыми и административными вопросами. Планировалось, что по мере реставрации участки крепости будут «музеефицированы», то есть в башнях и на пряслах создадут тематические музейные площадки. Вскоре Кононова назначили директором Департамента музеев Министерства культуры РФ. То есть, в руках чиновника оказались мощные рычаги влияния, а «крепостная» повестка стала одной из главных. И тут началось…
Слияние и развод
В Минкульте вдруг решили создать отдельный музей Смоленской крепости. Уже без Российского военно-исторического общества. Сначала думали соединить под одной крышей крепость, Хмелиту и Катынь. Потом всё-таки Катынский мемориал оставили в покое. Хмелите повезло меньше. В 2019 году музей А. С. Грибоедова «осчастливили», добавив к нему Смоленский филиал в виде музея «Смоленская крепостная стена». Сказать, что в Хмелите удивились такому решению Департамента музеев – не сказать ничего. Но по воле высоких чинов филиал появился, и его возглавил уроженец Костромы Сергей Александрович Пиляк.
При чём здесь Кострома? Просто Сергей Пиляк умудрился предоставить на конкурсный отбор концепцию развития крепости, побывав в Смоленске то ли один, то ли два раза. Новому филиалу отдали офис в центре Смоленска, на Большой Советской, там, где расположено ателье «Смолянка». Новый директор приступил к работе с энтузиазмом: сразу провёл ремонт в собственном офисе. Как потом оказалось, для экономии средств он взял на должности экскурсоводов людей без профильного образования. Потом, после ремонта офиса «строителей-экскурсоводов» тихо уволили. Сами бывшие работники ситуацию не комментируют, но и не опровергают. К этому же периоду деятельности Пиляка относится и конфликт с одним смоленским предпринимателем. Его фирма договорилась с директором музея о поставке и монтаже сетевого оборудования на сумму в 100 тысяч рублей. Так как у Смоленской крепостной стены тогда не было юрлица, договорились провести работы под «честное слово» с гарантией последующей оплаты. Но о своём честном слове Сергей Пиляк забыл очень быстро. В итоге история вышла из сферы приватных переговоров и попала в СМИ. Наверное, попадёт и в поле зрения правоохранительных органов.
Как бы там ни было, в 2020-м Сергей Пиляк успел засветиться в Смоленске не с самой лучшей стороны. Бывало, он водил экскурсии по крепости, не согласовав это с представителями АУИПИК. А это уже коммерческое использование памятника. Никаких прав на такую деятельность у музея не было. Сейчас на официальном сайте музея размещена информация о проведении экскурсий на башне Маховая и Громовая. На Громовой идёт реставрация, стройплощадка строго охраняется. О каких экскурсиях может идти речь? Башня Маховая ещё только будет передана в пользование музею. Соответственно, и права на проведение любых мероприятий на этом объекте – только в перспективе.
Кроме того, 2020-й год завершился для Смоленской крепости цивилизованным разводом. Музей перестал быть филиалом Хмелиты и отправился в свободное плавание. Уже в качестве самостоятельной структуры. Что поменялось?
Планы и реальность
Музей «Смоленская крепость» станет одним из лучших музеев России, он впишется в окружающий ландшафт, сюда будут приезжать толпы туристов. Так вкратце можно изложить программу действий руководства. Была идея даже внести крепостную стену в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все грандиозные планы предполагают долгосрочную перспективу. То есть, будем делать завтра, не сегодня. Сейчас в «Смоленской крепости» есть только офис, коллектив и всё…
Опытные музейщики прекрасно знают, что любой музей предполагает минимум две составляющие: научную работу и наличие фондов. Никакой научной работы, кроме защиты собственной диссертации, Сергей Пиляк не ведёт. По крайней мере, ни на сайте, ни в серьёзных академических изданиях нет даже намёка на деятельность, сколько-нибудь близкую к научной. Статьи и приглашения на мероприятия не в счёт.
Недавно была опубликована любопытная информация о том, что директор музея сам решил провести бесплатную экскурсию для смолян, связав музеефикацию крепостной стены с именем М. К. Тенишевой. Дескать, она начинатель благородного дела, а современный музей крепости, ну, если не прямые наследники, то, по крайней мере, идут той самой дорогой. История говорит об обратном: Тенишева только собиралась закрыть контуром одну Никольскую башню, но в этом ей было отказано. Эти сведения общедоступны. К уровню научной деятельности музея ещё вопросы есть?
Теперь о фондах. Для любого музея это святая святых. Но кроме непонятной выставки в башне Маховая никаких собственных экспонатов, имеющих историческую и культурную ценность, у «Смоленской крепости» нет. Зато есть главный хранитель. Интересно, что он там хранит?
Ну и самое главное: музей – федеральное учреждение. На его содержание из бюджета выделяются неплохие финансовые средства. Вопрос – а на что конкретно? По факту «Смоленская крепость» существует только на бумаге. Есть ещё сайт. Были совместные проекты с дизайнерами. Но это, скорее, заслуга смоленских дизайнеров и преподавателей СмолГУ. И пока всё. Кстати, этот проект – продолжение совместной работы худграфа и АУИПИК. В общем, ничего нового и креативного. По имеющейся информации Музей недавно взял в пользование башню Маховая. По идее, там до сих пор стоит выставка времён музея РВИО. И тут придётся попахать.
Сумеет ли новое руководство сделать что-нибудь интересное? Посмотрим. Что дальше? Трудно сказать. Работает ли крепость так, как планировалось? Реставрация только одной башни Громовой идёт без малого второй год. Сроки сдачи объектов крепости постоянно переносятся. С музеем, похоже, всё понятно. По крайней мере, при нынешней политике руководства, точнее, её полном отсутствии.
Иными словами, амбициозный проект музея «Смоленская крепость» превратился в сомнительное мероприятие, которое обеспечило новым офисом и непыльной работой отдельно взятого уроженца Костромы. Никакой пользы Смоленск и смоляне от этого пока не получили. От реставрации к реставрации, ситуация не меняется: крепость до сих пор без хозяина. А назначенцы погоды в Смоленске не делают.