Может ли транспортный налог на старые авто оставить россиян без колес?

Минпромторг России предложил увеличить в стране базовую ставку транспортного налога на старые автомобили. Речь идет о транспортных средствах экологического класса Евро-3 и ниже. Эксперты и автомобилисты возразили такой инициативе, а вот власти выступили «за».

Минпромторг планирует ввести повышенную ставку на старые авто уже в 2021 году. Глава ведомства Денис Мантуров успокоил простых автовладельцев, отметив, что нововведение не коснется личных автомобилей, ставки вырастут лишь на старый коммерческий транспорт класса «Евро-3» и ниже. Отметим, что количество коммерческого транспорта данной категории в России оценивается в более чем в 3 миллиона шт.

Власти считают, что подобные меры будут способствовать повышению привлекательности новых и более экологичных автомобилей, что в свою очередь, позитивно скажется на окружающей среде. В России загрязнение воздуха транспортом составляет 60-65% (от общего показателя), в Москве – до 85%, поэтому в российской столице действуют ограничения на въезд автомобилей, которые не соответствуют экологическим стандартам. Также предполагается, что меры будут способствовать повышению уровня безопасности на дорогах и снижению аварийности, ведь коммерческий транспорт занимается пассажирскими перевозками.

По мнению экспертов, автовладельцы негативно воспримут повышение налога, ведь в России средний возраст транспортного средства составляет 13,5 лет. Большое количество автомобилей в нашей стране и вовсе не имеют пометки «Евро».

Отметим, что в среднем за год один автомобиль потребляет около четырех тонн кислорода, а в воздух выбрасывается около 800 кг угарного газа, 200 кг углерода и 40 кг оксида азота. Класс «Евро-3» — экологический стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Он предусматривает максимальный выброс углекислого газа в количестве 0,64 г на километр пробега для легковушек. Максимум содержания вредных веществ в отработанных газах по сравнению с предыдущим классом снизилось почти на 40 процентов.

Весь транспорт, ввезенный в РФ или произведенный в нашей стране, с 1 января 2008 года должен соответствовать этому классу. Определить экологический класс своего автомобиля можно по таблице Росстандарта, ПТС или же по VIN-коду, который нужно ввести на сайте ведомства в базу данных одобрений автомобилей. На сегодняшний день самым экологичным считается класс «Евро-6».

Специалисты отмечают, что наиболее жестким стандартам в нашей стране соответствуют иномарки (начиная с 2014 года выпуска), отечественные автомобили, которые были выпущены в 2016 году и позднее. По статистике Госавтоинспекции, на конец 2018 года в России было зарегистрировано 4,8 млн легковых автомобилей класса «Евро-3», класса «Евро-2» — 2,6 млн легковых, класса «Евро-1» — 651,5 тысячи легковушек, класса «Евро-0» — 2,1 млн легковых автомобилей. У 14,3 млн автомобилей класс был не установлен.

Может ли транспортный налог на старые авто оставить россиян без колес?
Фото: Максим Захаров

Сейчас транспортный налог на федеральном уровне установлен исходя из лошадиных сил двигателя, в регионах размер ставки может отличаться по классу авто и году выпуска.

Редакция Smolnarod.ru узнала мнение по данному вопросу у смоленского автоэксперта Александра Романенкова. С его ответами можно ознакомиться ниже.

Как по Вашему отреагировали бы автовладельцы, если бы транспортный налог повысили на личные авто?

— На мой взгляд автовладельцы отрицательно отреагировали бы на повышение транспортного налога на личные автомобили.

Помогла бы повышенная ставка в борьбе с загрязнениями окружающей среды?

— Все зависит от того, насколько увеличится ставка. Если налог на старые автомобили станет не по карману гражданам и им придётся отказаться от старых транспортных средств, не отвечающим современным требованиям по выбросам в атмосферу, то она поможет в борьбе с загрязнениями окружающей среды.

Какие меры по вашему нужно принимать, чтобы стимулировать граждан выбирать более экологичные автомобили?

— Необходимо создавать условия для приобретения и обслуживания электромобилей и гибридов (данные транспортные средства должны быть дешевле при покупке, обслуживании, а также на них должен быть установлен небольшой налог).

Эксперты также отметили, что в России транспортный налог включен в стоимость топлива, к тому же автовладельцы оплачивают его каждый год. Отметим, что в Европе увеличение ставки транспортного налога на старые авто сочетается с уменьшением налогов на электрокары и автомобили на водороде. В России же пока не идет речи о подобных льготах. По этой причине повышение налога не заставит автовладельцев старых автомобилей отказаться от своего транспорта, пишет Газета.ru.

В действительности дело в уровне материального благосостояния граждан. Многие россияне хотят пересесть с общественного транспорта на личный, но не каждый может себе позволить взять себе новенький автомобиль прямо из салона. Как правило, люди берут кредиты, но многие выбирают себе транспорт на вторичном рынке. Поддержанные автомобили отличаются низкой ценой в силу своего возраста, в среднем на вторичном рынке реализуются автомобили 13-летнего возраста, а то и старше, который редко отвечают установленным стандартам экологии.

Отметим, что по данным Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), которая ссылается на сведения Росприроднадзора, в России в 2017 году количество выбросов от автомобильного транспорта составляло почти 14,5 млн тонн (на 14% больше, чем в 2012-м).

Напомним, что редакция Smolnarod рассмотрела на примере, сколько приходится в среднем ежемесячно платить по автокредиту жителю Смоленска и области, подробнее об этом читайте в нашем материале.

Читайте также: В России хотят запретить использовать старые автомобили

SmolNarod.ru