У семи нянек, или Реализация нацпроектов на Смоленщине

Медицина
В последнем рейтинге эффективности управления в субъектах РФ, который был подготовлен АПЭК и НИУ ВШЭ по итогам 2018 года, Смоленская область оказалась на 53-м месте (из 85). Такие низкие результаты исследования говорят, что работа смоленских чиновников малоэффективна. Впрочем, смоляне могут сами воочию наблюдать неэффективность смоленских управленцев на примере того, как в регионе реализуются федеральные проекты.

Давным-давно народом замечено, если для выполнения какого-либо дела назначается слишком много ответственных, то результат может быть нулевой либо отрицательный. Даже пословица про это появилась: «У семи нянек дитя без глазу».

И ведь современная жизнь постоянно эту народную пословицу подтверждает. Чем больше разных контролирующих что-либо чиновников-начальников-руководителей-контор, тем хуже основной результат, который они контролируют. Взять хотя бы реализацию на Смоленщине всего четырёх национальных проектов – «Здравоохранение», «Демография», «Жильё и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Контролируют реализацию этих федеральных проектов множество всяких «руко-водителей» – партия «Единая Россия», профильные комитеты областных и городских властей, депутаты разных уровней, комиссия по ЖКХ городского Совета и т.д., и т.п. Давайте посмотрим на результаты их контроля и «руко-вождения».

Национальный проект «Здравоохранение»

Народ давно дал этому проекту абсолютно справедливое название – «ЗдравоохрЕнение». Ибо, то, как данный национальный проект реализуется в Смоленске и Смоленской области другим словом назвать нельзя. Наша редакция уже несколько лет обращает внимание властей и общественности на то, что медицина и здравоохранение в регионе находятся в системном кризисе и предбанкротном состоянии.

А начался катастрофический регресс в отрасли с крайне неудачного кадрового решения. Шесть лет – с 2012 по 2018 год – департамент Смоленской области по здравоохранению возглавлял Владимир Степченков, который не имел медицинского образования и был обычным торговцем лекарствами, а не профессиональным медицинским работником. К тому же являлся фигурантом уголовного дела.

Интересно, кому в голову пришло, что именно такой «кадр» должен контролировать денежные миллиарды и реализацию национального проекта «Здравоохранение» на Смоленщине?

[see_also page_id=»259540″]Ведь именно под его руководством Смоленская область в рейтинге эффективности системы здравоохранения в регионах РФ за 2016 год оказалась практически в самом конце – на 73-м месте (из 85). Произошло по-настоящему катастрофическое падение в рейтинге – 24 ступени вниз по сравнению с 2013 годом, с 49-го места на 73-е!

К тому же, при этом «руководителе» в смоленском здравоохранении почему-то постоянно возникали различные финансовые и коррупционные скандалы.

«Похоже, что проблемы в здравоохранении региона приобрели системный характер. Это подтверждают и результаты анализа качества и доступности медпомощи в Смоленской области, проведенного экспертами Фонда «Здоровье», – утверждал тогда директор Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.

Именно при г-не Степченкове почти все смоленские учреждения здравоохранения оказались фактически на грани банкротства! У них не было денег, чтобы оплачивать коммунальные услуги и закупать нужные лекарства. Многомиллионные задолженности перед поставщиками лекарств и коммунальных услуг сложились почти у всех медучреждений области – в 70 из 73. На начало апреля 2018 года у смоленских учреждений здравоохранения в общей сложности сумма долга перевалила за 1,2 млрд рублей. И после ухода Степченкова ситуация с долгами не изменилась.

Также после Степченкова на Смоленщине заметно ухудшилась ситуация со скорой помощью. А ведь от работы скорой помощи зависят жизни тысяч людей! И, кстати, региональные показатели смертности населения тоже, а это уже входит в следующий национальный проект.

Национальный проект «Демография»

В этом нацпроекте Смоленщина тоже «отличилась». По вполне понятным причинам, от успехов или неудач в реализации нацпроекта «Здоровье» напрямую зависят итоговые показатели в нацпроекте «Демография». Эта взаимосвязь совершенно очевидна. Ибо абсолютно логично, что чем лучше в регионе организована система здравоохранения, тем более хорошими будут демографические результаты.

Но, судя по всему, эту логическую связь почему-то совершенно не хотят понимать чиновники областного департамента по здравоохранению. Итоги этого непонимания настолько плачевны, что бросаются в глаза уже даже далеким от региона людям.

Вот, что недавно написал московский Центр научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина) о катастрофической ситуации со здравоохранением и с демографией в Смоленской области: «Смоленщина вымирает. И это всё, что вам нужно знать о реальном состоянии медицины в Смоленской области. Без болтовни и пиара. Врачей нет, медсестёр нет, аппаратуры нет, денег на ремонт нет, денег на зарплаты нет. Одни долги… А потому и результаты «впечатляющие»: смертность превысила рождаемость в два раза!

Так за 2018 год в Смоленске рождений 3603, смертей 4497; в Вязьме рождений 637, смертей 1172; соответственно в Гагарине 332 и 632; в Десногорске 228 и 382; в Рославле 525 и 1062; Сафоново 400 и 892; Ярцево 391 и 902. По районам ещё более жуткая статистика. Смертность там иногда в ПЯТЬ РАЗ превышает рождаемость».

Как говорится, комментарии излишни. Так что и этот национальный проект в Смоленской области тоже, к сожалению, провален.

Национальный проект «Жильё и городская среда»

В Смоленске и Смоленской области реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» третий год проходит с какими-то проблемами и трудностями. Проблемы в прошлые годы были связаны с недобросовестными подрядчиками, которые некачественно выполняли работы и постоянно срывали сроки введения объектов в эксплуатацию.

При этом в областном центре претензии по поводу реализации данного федерального проекта были предъявлены теперь уже бывшему главе Смоленска Владимиру Соваренко, что и привело в конечном итоге к его отставке. Кстати, в этом году в Смоленске работы по благоустройству скверов начались с опозданием, и есть все основания считать, что вовремя они снова не будут завершены. Однако на областном уровне — тишь да гладь, как-будто ничего не происходит.

[see_also page_id=»276025″]Недавно активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) и представитель Минстроя РФ проверили реализацию проекта «Формирование комфортной городской среды» в регионе. Проверяющие остались крайне недовольны увиденным в ходе рейда. Например, в Смоленске выяснилось, что семь дворовых территорий и одно общественное пространство, вошедшие в региональную программу 2019 года, не будут благоустроены. Городская администрация не смогла назвать проверяющим причины, по которым не были проведены торги на эти объекты.

Вообще же в Смоленской области работы по благоустройству ещё не закончены на 77 дворовых территориях (46%) и на 22 общественных пространствах (55%). По мнению экспертов ОНФ и представителя Минстроя РФ, есть огромные риски неисполнения в регионе нацпроекта «Формирование комфортной городской среды».

У проверяющих снова, как и в прошлые годы, возникли большие претензии к подрядчикам. К качеству их работ и к соблюдению сроков сдачи объектов в эксплуатацию.

«Сегодня из-за безответственной работы чиновников Смоленской области срывается качественная реализация нацпроекта «Жилье и городская среда». Фактически не исполняется поручение президента России. Эксперты Народного фронта и Минстроя РФ неоднократно указывали на ошибки смоленским чиновникам, показывали возможные пути решения проблем, но исполнительная власть, видимо, не заинтересована в изменении подходов к реализации данного нацпроекта», – так подвела итоги проверочного рейда член Центрального штаба ОНФ, модератор тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Светлана Калинина.

Таким образом, с реализацией и этого нацпроекта на Смоленщине тоже возникли серьёзные проблемы.

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Реализация в Смоленской области нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» идёт ни шатко, ни валко. Хоть, конечно, и с трудностями.

[see_also page_id=»274830″]Данные Росавтодора свидетельствуют, что по состоянию на 12 сентября выполнено менее 60% работ из числа тех, которые должны быть выполнены до конца текущего года. Что касается оплаченных работ, то их доля составляет всего 21,5%. То есть заказчики оплатили подрядчикам всего четверть от того, что нужно оплатить до конца текущего года. По нескольким объектам контракты вообще не были заключены.

Напомним, ранее «Агентство региональных социально-экономических проектов» представило рейтинг эффективности 17 областей ЦФО по реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги», в котором Смоленской области досталось последнее, 17-ое место.

Вот такая картина с реализацией этих четырех нацпроектов на Смоленщине. Чиновники их контролировали-контролировали, но так и не проконтролировали. Получается, что действительно «у семи нянек дитя без глазу»?

Между тем реализация нацпроектов для регионов России является своеобразным экзаменом на эффективность местных чиновников. Ведь речь идет о выполнении указа президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года. И похоже, что этот экзамен смоленские чиновники не выдержали…

Дмитрий ТИХОНОВ

SmolNarod.ru