Смоленские энергетики сегодня приступают к реализации инновационного проекта по дублированию системы теплоснабжения, раннему выявлению повреждений труб и уменьшению сроков ремонтов, а значит, сроков отключения тепла и горячей воды. Как пояснил редакции smolnarod.ru источник, близкий к руководству филиала ПАО «Квадра»-«Смоленская генерация», суть новшеств заключается в переходе от подземного к надземному способу укладки теплопровода.
Этот способ укладки труб отопления хорошо знаком жителям областного центра, которые бывают в районе ТЭЦ-2 или на ул. Смолянинова – самых ответственных участках, по которым тепло поступает в Смоленск. Здесь отопительные трубы большого диаметра не закопаны в землю, а установлены на бетонных опорах над землей. Это позволяет практически сразу же выявлять их повреждения и оперативно ремонтировать – за счет того, что место повреждения видно сразу, а для ремонта не нужна спецтехника для раскопок. Подобный способом также уложены трубы под мостом на ул. Большой Советской (трубопровод от ТЭЦ-1 к ул. Соболева и компрессорно-насосной станции на Верхнем Волоке) или на участке от пересечения ул. Крупской и ул. 25 Сентября до общежития №1 СГМА.
Сегодня технологию надземной укладки энергетики предложили расширить на весь Смоленск. С началом реализации этого проекта трубы отопления переместятся из-под земли и расположатся рядом с тротуарами и дорогами, на специальных бетонных подставках. В местах пересечения с автомобильными дорогами и тротуарами трубопроводы получат П-образные ворота-компенсаторы, а на пешеходных улицах – небольшие мостики для перехода через коммуникации.
«Мы обеспечиваем технологическую составляющую инноваций, а в её эстетической части рассчитываем на помощь администрации Смоленска», — рассказывает источник smolnarod.ru, «возможно, мэрия Смоленска сможет организовать воркшоп дизайнеров и урбанистов, которые предложат способ вписать технологии в городскую среду». Дело в том, что при надземной прокладке на трубы не только наносят защитное и изоляционное покрытие. Также возможна установка защитного кожуха, который предохранит трубопровод от транспортных средств и, в случае разрыва, защитит прохожих и машины от вытекающего кипятка.
«Возведение защитного кожуха можно производить при помощи любых материалов, которые гармонично впишутся в городскую среду: от металла и пластика до кирпича. Если власть поддержит такое дизайнерское решение, то новые участки труб, аварии на которых маловероятны, можно оформить в стиле Смоленской крепостной стены. При таком решении смоляне получат не только надежную систему отопления, но и, в перспективе, еще одну достопримечательность», — считают энергетики, «как протяженность труб филиала ПАО «Квадра»-«Смоленская генерация» составляет 148,3 км в однотрубном исчислении, то длина «малой» смоленской крепостной стены может в перспективе достигнуть более 75 км, или 80 км с учетом самой крепостной стены. После этого Смоленская стена станет второй по протяженности в мире, что еще больше увеличит поток туристов в область».
Эта инициатива уже получила положительную оценку у специалистов по безопасности дорожного движения: надземная прокладка труб позволит избежать раскопок дорожного полотна, а расположенные вдоль тротуаров трубопроводы защитят автомобилистов от «торопыг», перебегающих дорогу вне пешеходных переходов. За новеллу энергетиков выступили специалисты жилищно-коммунального хозяйства: например, расположенные на зеленых зонах между тротуарами и дорогами горячие трубы не дадут обледенеть пешеходным дорожкам. Автодорожники, отвечающие за транспортную сеть Смоленска, увидели свои плюсы в том, что трубы достанут из-под земли: по их словам, теплового излучения будет достаточно, чтобы растопить снежные завалы у обочин, сократив затраты городского бюджета на их уборку.
Как сообщили редакции smolnarod.ru, в администрации Смоленска сейчас ждут заключения метеорологов о том, как предложение теплоэнергетиков повлияет на климат в Смоленске, после чего будет разработаны и представлены в городской совет соответствующие изменения в Правила благоустройства города.