Особенности национального экспорта: кто помогает российским производителям выйти на международный рынок

Экономика
Интервью SmolNarod с Константином Голубевым, генеральным директором Группы компаний СОЮЗ — связующим звеном между отечественным бизнесом и зарубежным потребителем.

Экспорт важен как для развития каждого конкретного предприятия, так и для экономики страны в целом. Но порой трудности с поиском партнеров, оформлением необходимых документов и налаживанием поставок оказываются настолько пугающими, что производители просто не решаются выходить на международный рынок. Благо, существуют профильные компании, способные буквально прорубить окно в мир экспорта, и одна из них базируется на Смоленщине. Речь идет о Группе компаний СОЮЗ и ее дочернем ООО «Профитэкс», которое помогает отечественному бизнесу наладить поставку товаров в страны Евразийского экономического союза, а также организовать ввоз продукции из этих государств в Россию.

Выясняем, с чем сталкиваются производители при выходе на зарубежный рынок, какие сложности могут возникнуть в процессе и как стать экспортером с минимальными затратами.

— Константин, чем занимается ваша компания?

— Мы помогаем российским производителям и поставщикам экспортировать в РБ, ЛНР и ДНР любые товары, не попадающие под ограничения на вывоз из России. От продуктов питания (например, конфет российского производства) до сложной техники и автомобилей.

Наша главная задача — помочь компаниям выйти на новые рынки, максимально сэкономив их деньги и время. Мы помогаем партнерам избегать двойного налогообложения и получать надежных партнеров во внешнеэкономической деятельности. Мы берем на себя весь документооборот и заботимся о том, чтобы клиенты получали максимум выгоды от сотрудничества с зарубежными контрагентами.

ООО «Профитэкс» успешно работает уже 6 лет. Сначала компания обслуживала интересы лишь одной белорусской фирмы, которая занимается импортом товаров из России и также принадлежит нашему собеседнику. Со временем «Профитэкс» стал проводить «попутные сделки», а в 2019 году Константин задумался о масштабировании этого бизнеса. Вскоре в молодую организацию наняли специалистов, открыли представительство в РБ, нашли партнеров в ЛНР и ДНР, и дело пошло.

— Как пришла идея этого бизнеса?

— Моя белорусская компания сталкивалась с проблемами при закупках из России. Например, были такие ситуации, когда российские производители и поставщики не продавали товар за пределы России вообще, выставляли счет со ставкой НДС 20%. Или наоборот: со ставкой НДС 0%, но фактически в цене уже «сидели» те самые 20%. Чтобы исключить переплаты и искусственные ограничения, появилась идея этого бизнеса.

Филиалы ООО «Профитэкс» успешно работают в Беларуси, но уже сейчас руководство компании прорабатывает открытие отделений в Казахстане, Узбекистане и Турции. На хорошие перспективы в этих направлениях прозрачно намекают расчеты.

Среди партнеров компании числятся не только малые и средние предприятия, но и крупный бизнес. В настоящий момент с ООО «Профитэкс» работают более 200 клиентов из России, Беларуси, ЛНР и ДНР. Причем свыше 95% компаний, обратившихся однажды, возвращаются вновь и вновь. Только в прошлом году постоянными клиентами ООО «Профитэкс»  стали больше 55 организаций. И все за тот же 2021 год смоленская компания помогла своим контрагентам сэкономить свыше 75 миллионов рублей.

— С какими потребностями к вам обращаются предприниматели?

— Если говорить об экспортерах, то:

1) предприниматель должен хотеть выйти на новый рынок и продавать свои товары на территории, например, Беларуси, но не знает, как это сделать;

2) предприниматель не хочет связываться с внешнеэкономической деятельностью (таможенная статистика, подтверждение нулевой ставки НДС, валютный контроль и прочее);

3)  предприниматель опасается, что белорусский покупатель не заплатит «ввозной НДС» в РБ;

4) предприниматель опасается, что белорусский покупатель не предоставит документы, необходимые для подтверждения нулевой ставки НДС.

Если говорить о белорусских импортерах, то трудности остались те же, что я описывал выше — это ситуации, когда российские производители и поставщики не продают свои товары за пределы России вообще или выставляют счет со ставкой НДС.

«Профитэкс» предлагает своим клиентам две основные модели работы. Для одних представители компании ищут товары, исходя из потребностей самих заказчиков, и обеспечивают безопасность сделки, а для других ограничиваются лишь вторым пунктом. В целом же всем контрагентам дают возможность не только приобрести необходимый товар, но и сделать это с существенной скидкой — в некоторых случаях дешевле на 20 и более процентов.

— Центр поддержки экспорта предлагает услугу «Поиск иностранного покупателя», в рамках которой под производимый продукт находят покупателя. Вы практиковали такую модель работы?

— Центр поддержки экспорта делает очень правильную и нужную работу. По сути, мы занимаемся смежным делом и дополняем работу друг друга. Наши цели совпадают: каждый российский экспортер или потенциальный экспортер должен иметь возможность легко и «бесшовно» реализовывать свои товары на экспорт в любые страны.

— Как вы считаете, почему вам доверяют партнеры?

— Как я уже говорил, к нам возвращаются более 95% клиентов. Все потому, что «Профитэкс» — надежный партнер, который всегда выполняет свои обязательства. Мы  быстро оформляем сделки и не допускаем ошибок, мы проверяем контрагентов в специализированных платных сервисах и знаем, как обезопасить сделку. У нас нет лимитов по объему сделок в рамках экспорта, как и ограничений по ассортименту продукции. И, наконец, мы являемся действующим членом Торгово-промышленной палаты России.

Для зарубежных покупателей, по словам Константина, очень важна цена товара, однако не меньшую роль играет и качество. Продукция родом из РФ занимает хорошие позиции на мировом рынке, но кое-чего российским производителям иногда недостает.

— Чего не хватает отечественным компаниям, чтобы быть конкурентоспособными за рубежом?

— Часто бывает, что российские производители ограничиваются имеющимся внутренним спросом и не хотят ничего предпринимать для выхода на новые рынки. Тем компаниям, которые все же стремятся экспортировать, я бы рекомендовал проводить более агрессивную маркетинговую политику в тех странах, куда они хотят попасть, а технические вопросы со сделками поможет решить Центр поддержки экспорта или наша компания. Кстати, помимо самих сделок мы дополнительно оказываем логистические услуги, и наши клиенты доставляют товар своим покупателям на самых выгодных условиях. 

— Поделитесь советами, как российскому производителю готовиться под спрос иностранного покупателя?

— Есть один совет — обращайтесь к нам, и мы:

1) будем эффективным звеном между вами и контрагентом,

2) упростим процесс и поможем сэкономить на уплате налогов,

3) возьмем на себя весь документооборот,

4) организуем доставку ваших грузов на самых выгодных условиях,

5) окажем содействие в работе с электронными торговыми площадками.

Текущий год стал переломным для большого количества отечественный компаний. Внешнеполитическая ситуация не могла не сказаться и на ООО «Профитэкс», но трудности, с которыми довелось столкнуться смоленской организации, стали для нее не преградой, а трамплином.

— Каким для вашей компании стал 2022 год?

 — Любые сложности — это время возможностей. Кто-то уходит с рынка, а кто-то приходит. В это время многие начинают анализировать, искать лучшие предложения, а мы эффективно используем понимание этой ситуации и прогнозируем увеличение оборота по сравнению с 2021 годом на 50%. И это самый пессимистичный прогноз, рассчитываем на большее.

— «Горизонт планирования – 10 минут». А ваши планы на 2023-й?

— Уже сейчас мы активно смотрим на восток, а в 2023 году планируем открыть представительства в Турции, Казахстане, Узбекистане.

SmolNarod.ru