В середине января стало известно о дефиците сахара и масла в российских магазинах. Небольшие и средние сети, а также несетевые магазины обычно покупали масло и сахар у дистрибуторов. Однако на последних соглашение о «заморозке» цен не распространяются.
По мнению доцента базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светланы Казанцевой, ситуация на рынке сложилась из-за того, что не все участники рынка учитывают в фиксированных ценах на определенные продукты стоимость логистики. У крупных компаний имеются свои распределительные центры, логистический процесс давно уже отлажен, поэтому для них транспортные издержки не стали большой проблемой.
«Малый бизнес пользуется услугами дистрибьюторов, поскольку небольшие объемы поставок не столь интересны производителям. Последние охотнее взаимодействуют с крупным торговым бизнесом и дистрибьютерами, которые потом перепродают товар небольшим магазинам.
Соответственно, малый бизнес поставлен в невыгодное положение по цене, потому что даже при равной стоимости отгрузки со склада производителя расходы на доставку у него выше, чем у крупного бизнеса. В пользу сетевых ритейлеров играют как наличие собственных подразделений доставки и трансфертное ценообразование, так и эффект масштаба, при котором доля затрат на доставку в единице продукции меньше, чем у малого бизнеса», — отмечает эксперт.
Дефицита продуктов не будет, если сервисные компании не начнут массово закупать товар впрок для хранения в расчете на более дорогую перепродажу, считает Светлана Казанцева.
«Производители должны проявить социальную сознательность в данном процессе и не допускать массовых закупок, отгружая товар в объемах, аналогичных соответствующему кварталу 2020 года. Очевидно, и малый бизнес сможет найти более оптимальные варианты закупок соответствующих товаров с учетом логистики для уменьшения цен их реализации.
Из-за сахара и масла малые магазины не обанкротятся, так как они реализуют и иной ассортимент товаров, но эта ситуация может уменьшить прибыльность их бизнеса», — резюмировала экономист.