Музей несчастья. Когда, наконец, начнёт работу «Смоленская крепость»?

Культура

До настоящего времени музей, созданный в прошлом году, не провёл ни одного сколько-нибудь значимого мероприятия. Речь идёт, в первую очередь, о туристической привлекательности региона. В копилке  учреждения – несколько виртуальных проектов, две экскурсии и…, пожалуй, всё. Весной этого «Смоленская крепость» взяла в пользование Маховую башню. Руководство учреждения тут же поспешило заявить, что экскурсии по крепости вот-вот начнут проводить. И опять что-то пошло не так. Что? Попробуем разобраться.

«Музей счастья»

Так неофициально окрестили в 2018 году экспозицию, которая появилась в Маховой башне. Основа выставки – этнографическая коллекция Владимира Грушенко, основателя туристического клуба «Гамаюн». Саму башню отдали в пользование смоленскому отделению РВИО, но экскурсии в музее водили сотрудники московского «Музея военной истории». Получилось, что фактический хозяин мог зайти на объект только по согласованию с Москвой. Но при этом смоляне несли ответственность за сохранность и функционирование памятника. Не имея собственного ресурса для развития музея, смоленские общественники нашли инвестора и предложили Москве: «Есть меценаты. Можем вложить в развитие участка крепости несколько миллионов, передайте  нам экспозицию. С туризмом и посещаемостью разберёмся сами». Для столичного РВИО такая инициатива стала полной неожиданностью. Через некоторое время переговоры о передаче музея всё-таки начались. Одним из пунктов в договоре о передаче выставки было «обновление экспозиции без её изменения» (копии документов есть в редакции). Такое было для смолян в новинку: как «обновлять», ничего не изменяя? Вдогонку к этой «логике» довесили крупные финансовые обязательства. Например, балансовая стоимость одного экспозиционного видеоролика длительностью около 15 минут была аж 376 тысяч рублей. Таких творений было четыре. Обосновать стоимость своего «медиаконтента» столица не смогла. Полтора миллиона «за воздух» было как-то чересчур. В общем, переговоры тянулись несколько недель, закончились ничем, инвесторы потеряли интерес к проекту, Музей военной истории тихо провёл несколько экскурсий. Потом башню закрыли, выставку оставили. До лучших времён.

Музей несчастья. Когда, наконец, начнёт работу «Смоленская крепость»?
фото Андрей Рожков

Новые лица

Пока в Смоленске решали судьбу одной башни, в Москве появилась очередная идея – создать музей Смоленской крепости. Этому музею решили передать всю крепость после реставрации. О реставрационных работах на отдельных объектах читайте в нашем материале. Победителем конкурсного отбора по музеефикации стены стал уроженец Костромы Сергей Пиляк. Поскольку у нового музея  на тот момент не было юридического лица, «Смоленскую крепостную стену» сделали филиалом Хмелиты. Руководству музея А. С. Грибоедова такая «прибавка» была явно лишней, но распоряжения «сверху» не обсуждаются. Сказано — сделано. И «новое лицо» Смоленской крепости приступило к работе. Активность молодого директора крепости сыграла с ним злую шутку. Начальник из Костромы сделал себе офис в центре Смоленска, при этом умудрился «кинуть» на 100 тысяч предпринимателя, составил фиктивные договоры о приёме на работу сотрудников и совместителей. Потом быстренько этих сотрудников уволил. В общем, приступил к полноценной работе. Стремясь дать «показатели», Сергей Пиляк начал водить экскурсии по памятнику, не согласуя свою инициативу с владельцем. За это ему однажды здорово влетело, поскольку башня Маховая на тот момент была уже закрыта для посещений. Бродить там по пряслам в принципе небезопасно. Почему? Об этом речь пойдёт дальше.

В конце 2020 года очередным распоряжением Минкульта крепость превратилась в самостоятельный музей. Директором назначили всё того же С. А. Пиляка.

Продолжение следует

Музей несчастья. Когда, наконец, начнёт работу «Смоленская крепость»?
фото Андрей Рожков

Весной уже этого года все экспонаты, взятые из коллекции Владимира Грушенко, вернули хозяину. Говорят, что это сделали по его просьбе: музей не посещался, один сезон не отапливался, у собственника возникли обоснованные опасения за сохранность вещей. Одновременно башню передали в безвозмездное пользование музею «Смоленская крепость». Директор поспешил рассказать журналистам, что экскурсии на этом участке вот-вот начнутся. Когда наступит это счастливое время – неизвестно.

Теперь по пунктам: гулять по крепостной стене у башни Маховая небезопасно. Дело в том, что высота парапета между зубцами крепости должна быть минимум по пояс взрослому человеку. На том участке она около 15-20 сантиметров, то есть даже не по колено. Представим ситуацию: ребёнок решил посмотреть высоту стен, высунулся между зубцов, голова закружилась. Под стеной – 10 метров свободного падения. На торцах прясел вообще нет никаких парапетов. Вывод: нужны ограждения. И вообще, чтобы приспособить памятник для посещения, надо отдельный проект, который предусматривает все нюансы экскурсий. Он так и называется – проект приспособления. Это стоит денег. И времени. Любой проект проходит экспертизу. Затем – собственно работы. Тоже конкурс, тоже время. Такими темпами Маховую с пряслами откроют хорошо, если к зиме. Вопрос директору – зачем вводить в заблуждение СМИ?

Музей несчастья. Когда, наконец, начнёт работу «Смоленская крепость»?
фото с сайта музея «Смоленская крепость»

Даже когда откроют башню – что там показывать? Виртуальная выставка на сайте – не более, чем красивая картинка. Ничего общего с суровой действительностью она не имеет.

Отчёты и прогнозы

На одном из совещаний по музеефикации Смоленской крепости директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин отметил: «Обычно у музея есть экспонаты, но не хватает пространства. В Смоленске иная история – пространства много, целая крепость, а заполнить его нечем». Эта фраза актуальна для музея и сейчас. Там есть главный хранитель, но какие экспонаты он хранит, и прошли ли они через экспертную фондово-закупочную комиссию (ЭФЗК), неясно. На сайте музея есть несколько виртуальных выставок. Экскурсии? Их всего две. Если верить сайту. Но похожие прогулки проводят смоленские гиды самостоятельно.

Министр культуры Ольга Любимова отметила в одном из интервью Сергея Пиляка как молодого и перспективного руководителя. Оно и верно: большому кораблю – большое плавание. Но пока это судно крепко сидит на смоленских рифах. Оказалось, что и в Костроме, где Сергей Пиляк одно время занимал должность замдиректора «Костромской слободы» по развитию, тоже были вопросы к работе музея.

Невольно напрашивается сравнение с Гнёздовым. Оно, как и всякое сравнение, конечно, хромает: Гнёздово – музей областного подчинения, «Смоленская крепость» — федерального. А значит, и бюджеты там несопоставимы. Но исходные данные похожи. И там, и там – объекты культурного наследия. Со всеми вытекающими ограничениями и проверками. Однако, за несколько лет при минимальном ресурсе на Гнёздовских курганах сделано очень много. Одни фестивали чего стоят. Кстати, проводить их смоляне начали буквально на следующий год после открытия музея. В прямом смысле слова – на ровном месте. Появилось несколько изб, есть программы для посетителей, есть собственные бренды и «фишки». С чем это связано? Наверное, у каждого есть свой ответ.

SmolNarod.ru