Инициатива смоленских областных чиновников об очередной реорганизации местной театральной жизни была неоднозначно воспринята культурной общественностью Смоленска и даже Москвы.
Дело в том, что власти региона обсуждают возможность создания в областном центре филиала Мариинского театра, который может разместиться на базе Смоленского драматического театра имени А.С. Грибоедова. Планируется, что данная инициатива позволит возродить традиции балета и оперы на Смоленщине.
Однако далеко не всем профессиональным работникам театрального искусства такая инициатива смоленских чиновников понравилась. На днях своё критическое мнение об этом на страницах федерального журнала «Театрал» высказал известный российский театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и ГИТИС Павел Руднев.
Он считает, что полноценный театр оперы и балета может существовать только в городе-миллионнике, где есть возможность приглашать на каждый спектакль 5-8 солистов, которые прилетают самолетом из разных концов мира. Но в Смоленске-то нет аэропорта, а, значит, не будет и солистов. К тому же, по мнению Руднева, в результате такого слияния Смоленск просто потеряет собственный драматический театр.
И вот похожая точка зрения была высказана на федеральном портале ClassicalMusicNews.Ru, где появилась статья «Оптимизация театров: Гергиев захватил Смоленск».
В статье также анализируется инициатива смоленских областных чиновников о создании в областном центре филиала Мариинского театра, который может разместиться на базе Смоленского драматического театра, которому в следующем году исполняется 240 лет. Однако автор статьи считает, что, возможно, эта инициатива была всё-таки самого Гергиева, так как маэстро «был целиком и полностью к ней готов».
«Гергиев и его театр со всеми филиалами специализируются исключительно на операх и балетах. Смоленские драматические актёры в оперных спектаклях Мариинки смогут участвовать лишь в качестве миманса. Это в лучшем случае, в худшем им всем предстоит искать работу, причём, скорее всего, в другом городе.
То же касается и руководства театра, поскольку у Гергиева в филиалах сидят исключительно прикормленные люди, а художественное руководство он и вовсе никому, кроме себя, не доверяет. По крайней мере, так было в захваченных ранее Владивостоке и Владикавказе», – говорится в статье.
При этом же маэстро уже успел примериться к зданию и площадке, а в ближайшее время пообещал прислать своего главного инженера для окончательного «анализа возможностей театра».
«Я очень внимательно осмотрел Смоленский драматический театр – здесь всё есть для того, чтобы он был очагом культуры, который может очень щедро дарить сотням тысяч людей результаты своего труда. Мы в ближайшие 2-3 недели постараемся наладить разговор таким образом, чтобы где-то к осени была более-менее ясная “дорожная карта”», – цитирует Гергиева ClassicalMusicNews.Ru
То есть, по мнению прославленного дирижёра, сейчас Смоленский драмтеатр не является «очагом культуры» и не дарит результаты своего труда многочисленным зрителям не только Смоленска.
«Так мастерски «опустить» коллег, здание которых он собрался оккупировать, может только Гергиев. А может, министр культуры Мединский решил руками Гергиева продолжить оптимизацию театров, несмотря на фиаско на Волковско-Александринском фронте?», – задается вопросом автор статьи Филипп Марков.
Поясним, речь идет о том, что 27 марта Мединский объявил об объединении Санкт-Петербургского Александринского и Ярославского Волковского театров в Первый российский национальный театр.
Однако резко против этого решения выступила ярославская общественность и губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов. Скандал получился настолько серьёзным и масштабным, что в него был вынужден вмешаться глава правительства Дмитрий Медведев, который приостановил приказ министра культуры Владимира Мединского об объединении этих театров «из-за многочисленных обращений общественности в адрес председателя правительства».
Неужели смоленские областные чиновники хотят иметь в регионе подобный театральный конфликт и скандал? Для чего? Или, как всегда, всё произошло потому, что смоленские чиновники сначала говорят, а только потом думают, что же они сказали?
К тому же даже простому любителю оперы и балета ясно, что для того, чтобы филиал Мариинского театра смог что-либо ставить на базе Смоленского драматического театра необходима серьёзная реконструкция самого драмтеатра, так как в нём отсутствует оркестровая яма. Такая реконструкция потребует больших денег. Или же именитые питерские артисты оперы и балета собираются выступать в Смоленске без оркестра под халтурную фонограмму?
Напомним, что за последние годы это уже второй театральный скандал в Смоленске из-за дурости чиновников. В 2016 году серьезный театральный конфликт в Смоленске был спровоцирован непрофессиональными действиями работников мэрии.
В середине театрального сезона городская администрация на правах учредителя сменила руководство в Смоленском камерном театре, что вызвало недовольство культурной общественности города и Смоленской области. Тогда о смоленском театральном скандале писала даже столичная и федеральная пресса.
И вот, похоже, ситуация повторяется, но уже с драмтеатром. Смоленские чиновники почему-то любят многократно наступать на одни и те же грабли.
Дмитрий ТИХОНОВ