Торговля в Смоленске окончательно заменила производство. В начале нулевых у оптимистически настроенных экономистов еще существовали сомнения на сей счет. В начале же десятых годов это совершенно очевидно.
По данным городского Управления по потребительскому рынку и развитию предпринимательства, оптово-розничная торговля – самый крупный сектор экономики Смоленска, она занимает 50 процентов общего объема рынка. Сфера услуг (9 процентов) значительно от нее отстает. Обрабатывающая промышленность (8 процентов) занимает скромное третье место. Доля строительного сектора в общем объеме экономики – всего шесть процентов!
Цифры просто ошеломляющие! Смоленск на глазах растерял свой промышленный потенциал. Производства, сохраняющие маломальскую рентабельность, находятся в собственности москвичей или иностранцев (как ламповый завод или чулочная фабрика).
И если в середине нулевых торговые магазины и предприятия перебирались из палаток и ларьков на первые этажи жилых домов, то теперь под торговые площади переоборудуются целые фабрики и заводы. Завод «Диффузион» уже давно отдан под мебельный магазин, «Искра» – под магазин бытовых товаров. «Начинкой» льнозавода стал крупный торговый центр. И этот список можно продолжать.
Моллом единым
Единственными крупными компаниями, которые пришли не на все готовое, а вложили деньги хотя бы в строительство торговых площадей, оказались так называемые моллы и гипермаркеты. За последние несколько лет в Смоленске открылось три крупнейших гипермаркета – «Магнит», «Линия», «Metro».
В обозримом будущем появится еще и «Макси» (на ул. 25 Сентября), «Коллаж» и «IKEA» (на Краснинском шоссе), а также «Перекресток» (в торгово-бытовом центре «Гагаринский»).
«Макси» и «Коллаж» строятся (или будут строиться) с расчетом на 50 тыс. жителей. «Магнит», «Линия», «Метро» построены с расчетом на 20-25 тыс. человек. Можно предположить, что на те же показатели будет рассчитан и «Перекресток». Как заявляют эксперты, этим набор гипермаркетов в Смоленске, скорее всего, ограничится. По крайне мере, пока больше никто из крупных «сетевиков» не изъявил желания зайти на смоленский рынок.
Появление такого количества моллов и гипермаркетов, по прогнозам маркетологов, вытеснит не только мелких частников, но и супермаркеты, оставив только нишу для магазинов шаговой доступности.
Напряженную борьбу за выживание супермаркетов можно наблюдать хотя бы на примере «Второго дома» на ул. Кирова, неоднократно менявшего собственника и проводившего ребрендинг.
Присутствие крупных сетевых компаний решает проблему обеспечения населения продуктами питания, однако одновременно с этим загоняет местную экономику в тупик. Мелкие предприниматели, которые платят налоги в муниципальный и региональный бюджет, покидают сектор продуктовой торговли, а приходящие им на смену «сетевики» большую часть налогов уводят в другие регионы по месту регистрации. В результате бюджет стремительно пустеет. В 2013 году региональная казна недосчиталась налоговых поступлений в размере 3 млрд. рублей именно по этой причине: компании, ведущие свой бизнес на территории Смоленска и области, зарегистрированы в других регионах и платят налоговые отчисления по месту регистрации.
Дело темное
Если в отношении продуктовых гипермаркетов все более или менее ясно, то с магазинами одежды, аксессуаров и прочих товаров дела обстоят гораздо запутаннее.
Торговые центры растут в Смоленске, как грибы. Только на Поповке и Киселевке за последние годы их появилось с десяток. И все равно их строительству не видно конца. На подходе – циклопический деловой центр «Гагаринский». Типографию им. Смирнова «переформатируют» под торговые площади. Близок к окончательной смене профиля кинотеатр «Октябрь».
Данные о доминировании оптово-розничной торговли над остальными отраслями городской экономики соответствует субъективным ощущениям от Смоленска, который представляется одним большим торговым центром.
Какова рентабельность нескольких сотен бутиков, в которые заходит один-два клиента в час, а покупателями становятся пару человек в день? Ни один экономист, к которому мы обращались за объяснением этого феномена, не дал нам сколько-либо вразумительного ответа, кроме отсылки к механизмам рыночной экономики: если такие бутики существуют, значит, они пользуются спросом.
Но получается как раз обратное: десятки магазинов в Смоленске существуют не в соответствии, а вопреки законам экономики, в отсутствие массового спроса и снижающейся покупательской активности населения.
По мнению одного из ведущих экономистов в администрации Смоленска, наиболее реалистичное объяснение обилия торговых точек в городе, который не отличается высокой покупательской способностью населения, заключается в том, что сфера торговли предоставляет наиболее комфортные и наименее опасные механизмы «отмывания» денег.
Несколько сотен магазинов, бутиков, лавочек, павильонов, в которые никогда не выстраивается очередь, которые продолжают существовать, несмотря на полное отсутствие реальных клиентов, убеждает в том, что единственное предназначение большинства торговых площадей в Смоленске заключается в легализации преступно нажитых доходов.
На произвол рынка
Могут ли органы власти, региональной или муниципальной, влиять на ситуацию в сфере торговли? Как-то ее регулировать? Создавать какие-то правила для ведения такого бизнеса?
На этот вопрос нам ответил глава одного из муниципальных образований.
— Сфера торговли в России относится к нерегулируемым отраслям экономики. Государственному лицензированию подвергаются только компании, торгующие алкогольной продукцией. Остальные виды торговли отданы на откуп рыночных отношений. Ни региональные, ни муниципальные власти не имеют реальных законодательных механизмов регулирования торговой отрасли.
В середине нулевых некоторые муниципалитеты предпринимали попытки регламентации торговых отношений. Речь заходила о введении специальных разрешений на открытие торговых точек, о создании реестра этих торговых точек. Однако все подобные инициативы, даже носившие рекомендательный характер, пресекались надзорными органами.
Органы государственной власти и местного самоуправления вправе вмешиваться в торговые отношения, только если дело касается защиты прав потребителей, нарушенных продавцами каких-либо товаров.
Алексей КОСОВОРОТКИН