Кто «съел» «Евроопт»? Смоленская область как арена борьбы сетевых гигантов

«Евроопт» закрывает магазины в Смоленске. Что это? Неспособность победить российских сетевых гигантов или результат непростых отношений между Минском и Москвой? Как экспансия московских торговых компаний в наш регион отбирает долю рынка у смоленских предпринимателей и что с этим делать? Тем более, что предприниматели пополняют местные бюджеты в виде налоговых отчислений. С этими вопросами Smolnarod.ru обратился к доценту кафедры экономики Смоленского государственного университета, эксперту Агентства интеграционных инициатив Антону Кузавко.

личный архив Кузавко

В России в настоящий момент наблюдается экономическая тенденция, когда торговые сети укрупняются, а выживают в первую очередь те, кто больше всего вкладывает в развитие новых магазинов. Здесь в пример можно привести «Пятерочку», «Магнит», и в целом группу компаний X5 Retail Group («Х5»).

Максим Захаров

Они активно развиваются и открывают новые магазины в регионах, захватывают новую долю рынка. Если речь идет о сети «Евроопт», то, в принципе, она не имела значительной доли рынка в Смоленской области, чтобы говорить о том, что кто-то хотел от них избавиться как от значимого конкурента.

[see_also page_id=»151348″] «Пятерочка», «Магнит», «Дикси», то есть федеральные сети, – здесь наблюдается настоящая конкуренция. В масштабах страны у этих компаний экономический потенциал выше, чем у «Евроопта», которого по сути можно назвать региональным игроком. Что касается «Лаваша»… Если сравнивать товарное наполнение, то у «Евроопта» больше схож ассортимент с «Магнитом» или «Пятерочкой». «Лаваш» более социально ориентирован: здесь товар совсем низкого ценового сегмента. Поэтому не вижу повод говорить, что белорусским предпринимателям кто-то перешел дорогу.

– Почему «Евроопт» может покинуть Смоленскую область?

– Ответ, по-моему, однозначен. Банальная конкуренция с «федералами» и недостаточно высокие экономические результаты вынуждают сеть сокращать присутствие в смоленском регионе. Также можно вспомнить тот факт, что наш регион является депрессивным – по экономическим рейтингам, по благосостоянию семей. Мы, как правило, плетемся «в хвосте».

smacap_Bright

Да, белорусы сделали ставку на Смоленск, зашли в Смоленскую область. Но с экономикой есть проблемы как у нас, так и у самой Беларуси. У них спрос тоже сокращается в силу того, что у населения уровень доходов снижается. Всё это накладывает отпечаток на их деятельности, в том числе и здесь.

евроопт еще

– Белорусский лидер уже пригрозил Москве потерей «единственного союзника». Можно также вспомнить последние бурные споры про «смоленский газ». Могла ли политика как-то сказаться на происходящем?

– Что касается политических процессов, «Евроопт» не такой значимый игрок, с помощью которого можно было делать серьезные политические манипуляции, чтобы можно было за счет закрытия сети магазинов воздействовать на потребителей – будь то Смоленской области или в целом по России.

– В чем же ошибка белорусов?

[see_also page_id=»148009″] – По-моему, всё достаточно просто. Потребителей не обманешь. Если бы ассортимент «Евроопта» был привязан чисто к белорусским товарам и они бы там продавались изначально дешевле, чем в других сетевых магазинах, то это бы могло стать их главным преимуществом. Тогда можно было бы говорить, что уход «Евроопта» из Смоленской области – это удар по смоленскому потребителю. Но они не сделали акцент на действительно дешевой продукции. В итоге слились в общей массе. Хотя «Евроопт» и пытался «продавить» тем, что «мы белорусская торговая сеть, мы предоставляем возможность приобрести продукцию дешевле, чем в других магазинах». А по факту это не так. Что мы наблюдаем? Эта сеть торгует практически теми же товарами, что «Пятерочка» и «Магнит», в которых белорусская продукция также представлена.

Еще раз подчеркну, что у «Евроопта» нет конкурентного преимущества, нет отличительной особенности, позволяющей им выделиться во всей этой массе и крепко закрепиться на смоленском рынке.

пятерочка

– А если говорить о Смоленске и области в целом, есть ли шансы у местного бизнеса? Или федеральные сети со временем выживут небольшие торговые точки?

– Сейчас наблюдается процесс укрупнения бизнеса. Наступил именно такой этап развития экономики в нашей стране. Будут выживать те, кто идет на укрупнение масштабов реализации, а также масштабов производства. Выиграть можно только, когда ты много продаешь и делаешь небольшую наценку. Кто успел это сделать вовремя, переориентироваться на эту стратегию, тот и выиграл. Речь идет не только о продуктовых сетях. Например, федеральные сетевые магазины одежды, мебели и других товаров, которые заходят в наш регион и располагаются в крупных ТЦ, захватывают достаточно большую долю рынка.

– У кого они эту долю отбирают?

[see_also page_id=»137482″] – У индивидуальных предпринимателей, которые раньше в нашем городе занимали в совокупности свою долю рынка. Теперь в город заходят московские сети, работающие на всю Россию. Они могут себе позволить поставить на товар меньшую наценку. То есть предоставить смолянам более качественный, но менее дорогой товар. Таким образом, они переориентируют потребителей на себя.

С точки зрения регионального протекционизма, у нас по законодательству власть в целом ни в регионе, ни в городе воспрепятствовать такому процессу никак не может. Кроме того, у нас на государственном уровне идет политика поддержки конкуренции, в том числе, конкуренции между регионами. Тот, кто может предоставить лучшее предложение, тот на рынке и выигрывает. Конечно, у московских организаций, тех же сетевых, таких возможностей больше. Поэтому, заходя на наш рынок, они захватывают долю рынка, которая раньше принадлежала нашим предпринимателям. Мой прогноз – дальше этот процесс будет только усиливаться.

Елена Костюченкова

Григорий Калачьян

– Существуют ли методы противодействия? Есть ли еще незанятые ниши?

[see_also page_id=»216076″]– Конечно, малый бизнес все равно останется. Есть ниша, которую могут занять небольшие магазинчики. Вспомним, откуда они вообще появились в последние годы, вместо чего? Вместо тех ларьков, которые, как я считаю, по достаточно глупому решению местных властей, были снесены. Магазинчики стали альтернативой. В них продают товары, потребляемые ежедневно. Они востребованы. Маленькие магазины смогут выжить, если, конечно, вблизи пятисот метров нет сетевого конкурента.

Еще одна ниша – это пекарни, которые активно открываются по всему городу. «Сетевики» не могут ежедневно предоставить потребителям свежую выпечку. А мини-пекарни делают ставку на «только из печи». Это та ниша, которая пустовала, наверное, около десяти лет. Наконец-то ее раскусили и начали раскручивать наши местные предприниматели. Таких примеров можно привести очень много.

– Торговые центры «Макси» и «Галактика»: есть ли плюс от них для местного бюджета?

– Что касается «Макси», то юридически сделки по аренде заключаются с предпринимателем, зарегистрированным в Вологде, налоговые отчисления, в том числе и от аренды, идут именно туда, а не в наш местный бюджет. Кроме того, сетевые московские ритейлеры (в том числе продуктовые) тоже зарегистрированы не в нашем регионе. Они отбирают долю рынка у местных предпринимателей, которые являются основным источником пополнения местных бюджетов в виде налоговых отчислений.

макси

В условиях близости к Беларуси в нашем регионе часть рынка также занимают белорусские организации. Ведь их товар дешевле и, в соответствии с проведенными нами исследованиями, смоленские потребители считают белорусские товары более качественными, чем российские. В таких условиях бизнесу в регионе тяжело развиваться, налоговые поступления в местный бюджет сокращаются. Важно также заметить, что и выручка «сетевиков» также уходит в регион их регистрации.

[see_also page_id=»213113″] Остаётся только заработная плата смолян, которые трудятся в этих организациях. Таким образом, если раньше прибыль местных предпринимателей обращалась в регионе, а это, несомненно, расширяло поле их деятельности, то сейчас капитал уходит, а значит, сокращаются возможности для внутреннего экономического развития.

В этой связи, считаю, что власть должна как-то на это реагировать. Строительство торговых центров — это положительное событие для местных потребителей, но не для местных предпринимателей. В экономике всегда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Органы власти должны чётко расставлять приоритеты и прогнозировать, что на данном этапе выгоднее региону. Нужно находить баланс интересов. Что важнее: увеличение ассортимента и выбора для потребителей или защита местного бизнеса, в основном не готового к открытой конкуренции с представителями из других регионов? В текущих условиях власти нужно напомнить нашим «сетевым» гостям и ТРЦ о корпоративной социальной ответственности перед регионом и смолянами. Если зарабатываете здесь, то и налоги заплатите здесь. Такой центр отстроили, а деньги утекают в Вологодскую область. С точки зрения экономики города это неправильно.

аренда3

Григорий Калачьян

Можно и нужно продолжать строить ТРЦ первого класса в городе и регионе, потому что арендная ставка в уже существующих необоснованно высока. Однако важно изначально прописывать в соглашениях на предоставление земли, какую квоту должны иметь местные предприниматели на право аренды во вновь простроенных торговых объектах и предусматривать возможность введения пониженных ставок аренды для них.

Фото: Григорий Калачьян, Максим Захаров, Елена Костюченкова, Наталья Лещинская, vk.com/maxi_smolensk

SmolNarod.ru