«Исторический маршрут». Как продвигается ремонт Старой Смоленской дороги

В Смоленской области полностью обновили Старую смоленскую дорогу. Объект, который является одной из важнейших транспортных артерий региона и, в некотором роде, памятником истории, ремонтируют подрядчики СОГБУ «Смоленскавтодор». На сегодняшний день практически весь участок, соединяющий Смоленск и Дорогобуж, получил новый асфальт и дорожную инфраструктуру. Работы ведутся в рамках нацпроекта «Безопасные качественные автомобильные дороги».

Эпопея по ремонту Старой Смоленской дороги началась в 2019 году, когда дорожники реконструировали участки от Кардымова до развязки с дорогой Р-120 и участок в дорогобужской районе, соединив Слойково, Усвятье и Городок. Однако в целом магистраль оставалась проблемной. На некоторых участках перемещаться было откровенно небезопасно. Теперь эту проблему можно считать решенной. За четыре года отремонтировали участки дороги общей протяженностью 84,615 км.

«Исторический маршрут». Как продвигается ремонт Старой Смоленской дороги

А старая ли Смоленская?

Автомобильная магистраль, которую именуют Старой Смоленской дорогой, не такая уж и старая. Точная дата появления магистрали в ее сегодняшнем виде не известна. Однако историки утверждают, что, к примеру, в годы Отечественной войны 1812 года, когда Старая Смоленская вошла в историю крупнейшими сражениями, она пролегала отнюдь не там, где сейчас следуют машины.

С начала 2000-х годов у смоленского краеведа Игоря Ясинского возникло сомнение: имеет ли нынешнее шоссе отношение к Старой Смоленской дороге в ее нынешнем виде? С металлоискателем он исследовал дорогу на ее подлинность и с удивлением обнаружил, что ничего от 1812 года (ни пули, ни ядра) там нет. После чего решил основательно заняться этим вопросом и стал изучать историческую литературу и карты. В ходе поисков он обследовал пешком район от ж/д переезда в Сортировке до деревни Духовская.

«Исторический маршрут». Как продвигается ремонт Старой Смоленской дороги

Поначалу краевед ходил с картами. «Напав на след» исторического артефакта в дело пускал металлоискатель. Когда пошли ядра, пули, стало понятно, что это именно настоящая Старая Смоленская дорога. Распознать дорогу может только человек знающий. Она обустроена и оканавлена с двух сторон, однако время и природа все прячет и маскирует, порой увидеть следы дороги воочию совсем непросто. На помощь приходят старые карты, обращение к логике строителей дороги и немножко везения. На обочинах исторической дороги Ясинский обнаружил деревья, несвойственные окружающему ландшафту — дубы, сливы, яблони. Вероятно, 200 лет назад путники, невольно разбрасывая косточки от плодов, дали жизнь этим деревьям.

В ходе изысканий выяснилось, что от Смоленска до Соловьевой переправы дорога петляет мимо сгинувших ныне деревень и фактически отсутствует на современных картах.

Немного истории

Сама дорога начала формироваться в 14 веке, чуть позже она стала главным трактом, который соединил Европу и Москву. В наши дни Старая Смоленская берёт начало в Краснинском районе, на российско-белорусской границе. «Нулевая верста» — путевой знак — говорит, что здесь начинается Россия.

В 1526 году по Старой Смоленской дороге проехал посол Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн. В 1606 году по ней торопилась в Москву на свою свадьбу с Лжедмитрием I Марина Мнишек. Во второй половине XVII века этим же маршрутом проследовал Адольф Лизек. «Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько и скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идет по полосе вырубленного леса шириною около 30 футов с бревенчатою по болотам настилкою» — отметил в путевых заметках европейский дипломат.

«Исторический маршрут». Как продвигается ремонт Старой Смоленской дороги

Именно по этой дороге в 1632 году двигалась к Смоленску армия воеводы Шеина, надеясь взять реванш за поражение в 1611 году. В 1634-м здесь же отступали к Москве разбитые остатки войска московитов. В 19 веке при губернаторе Николае Хмельницком на реконструкцию Старой Смоленской дороги было потрачено столько денег, что император Николай Первый произнёс фразу, ставшую легендарной. «Дешевле было бы выложить её серебряными рублями», — недовольно заметил государь, познакомившись со сметой.

В Кардымовском районе находится знаменитая Соловьёва переправа, раньше она называлась Соловьёвым перевозом. Слияние рек Вопи и Днепра – как раз недалеко от нынешней Соловьёвой переправы. Старая Смоленская дорога стала использоваться круглогодично, когда в этом месте на Днепре организовали постоянную переправу. Летом 1812 года жители окрестных деревень установили два плавучих моста. Работы велись под руководством дворянина Ивана Глинки. В июле-августе 1941-го года здесь были кровопролитные бои. Несколько лет назад на берегу Днепра установили часовню, освятив её во имя Георгия Победоносца. Сейчас о тех событиях напоминают мемориалы, переехать через реку можно по хорошему бетонному мосту.

Языком цифр

Работы по реконструкции дороги начались в  2019 году. Были отремонтированы участки в Кардымовском районе (участок протяженностью 9 км: км 16+800 – км 25+800), в Дорогобужском (участок протяженностью 7,2 км: км 66+000 – км 73+230) и Вяземском (участок протяженностью 4,8 км: км 164+200 – км 169+000).

В 2020 году ремонт был выполнен в Дорогобужском районе (участок протяженностью 10,5 км: км 73+500 – км 84+000), в Вяземском районе (участок протяженностью 1,080 км: км 152+960 – км 154+040) (участок протяженностью 10,140 км: км 154+120 – км 164+260).

«Исторический маршрут». Как продвигается ремонт Старой Смоленской дороги

В 2021 году ремонт был выполнен в Кардымовском районе (участок протяженностью 18,820 км: км 32+878 – км 50+919, км 51+258 – км 52+037), в Вяземском районе (участок протяженностью 2,017 км (км 149+943 – км 151+960) (участок протяженностью 4,421 км: км 144+522 – км 148+943).

В 2022 году выполняется ремонт участка в Кардымовском и Дорогобужском районах (участок протяженностью 13,837 км: км 52+037 – км 65+874) и в Вяземском районе (участок протяженностью 2,8 км (км 169+000 – км 171+860). В рамках работ на объектах проводят фрезерование, устройство асфальтобетонного покрытия, укрепляют обочины, ремонтируют и меняют остановочные павильоны, устанавливают новые дорожные знаки, барьерное ограждение и т.д.

PS. Чтобы полностью решить вопрос с реконструкцией Старой Смоленской дороги, дорожникам предстоит решить две задачи. Одна попроще – ремонт небольшого участка на подступах к Дорогобужу. Однако он и в настоящее время не так уж плох. Задача посложнее – заасфальтировать нетронутый цивилизацией участок дороги от Болдинского монастыря до деревни Семлёво Вяземского района.

«Исторический маршрут». Как продвигается ремонт Старой Смоленской дороги

В случае, если решение по этому участку будет принято, денег потребуется немало. Ведь речь уже будет идти не о ремонте, а о строительстве новой дороги. Но тогда путь из Смоленска в Вязьму можно будет преодолеть по полноценному дублёру трассы М1.

 

SmolNarod.ru