В общей сложности администрация Смоленской области под руководством губернатора Алексея Островского планирует занять у коммерческих банков более 8 миллиардов рублей. Большая часть средств занимается до 2020 года. Подобные действия, по мнению экспертов, говорят о крайне низком качестве управления региональными финансами.
[see_also page_id=»110586″] На сайте госзакупок размещены три тендера на «предоставление кредитных ресурсов… на покрытие дефицита областного бюджета, а также для финансирования расходов областного бюджета в пределах расходов на погашение долговых обязательств». Объем заимствований поражает воображение.
Первый тендер на получение 2,710 млрд рублей предполагает выплату кредитору 813 млн рублей до 2020 года. Второй тендер — на получение 3,5 млрд рублей с процентами в сумме 367,5 млн до 2018 года. Третий тендер — на получение 2 млрд рублей до 2020 года с платой по процентам в размере 600 млн рублей. Итого планируется занять 8,21 млрд рублей, а плата по процентам составит 1 млрд 780 млн рублей. В среднем процентная ставка составляет 10 процентов годовых. Все три тендера в настоящий момент находятся на стадии «подача заявок».
Действия администрации Смоленской области — сродни поведению наркомана. Смоленские власти как будто не замечают установку правительства РФ, потребовавшего от регионов-должников планомерно сокращать размер госдолга в среднем на 15%. Так, только в текущем году госдолг надлежало снизить на 5 млрд рублей. Однако этого не произошло. В феврале 2017 года госдолг обновил на Смоленщине исторический максимум, приблизившись к отметке в 33 млрд рублей. По данным Минфина, к 1 апреля областным властям удалось понизить госдолг до 31,6 млрд рублей. И вот — очередной заём.
[see_also page_id=»125132″] «Привлечение среднесрочных кредитов органами власти Смоленской области может свидетельствовать о крайне низком качестве управления региональными финансами, — считает эксперт общественной организации «Институт кризиса» Руслан Салахутдинов. — Есть большие сомнения, что нынешняя администрация сможет выполнить требование по снижению государственного долга. Показательно, что привлекаются коммерческие кредиты, а не федеральные деньги на реструктуризацию текущей задолженности. Одно из предполагаемых объяснений этому — информация, что руководство региона утрачивает контакт с федеральными структурами. Последствиями сложившейся ситуации может быть или возможная, но маловероятная в предвыборный период смена администрации, или «консервация» региона и ухудшение его положения до момента резкого возрастания протестных настроений».
Добавим, что ранее губернатор Островский неоднократно заявлял об упорной работе по замещению дорогих коммерческих кредитов бюджетными. В частности, в ходе прошлогоднего отчета о работе администрации Смоленской области в 2015 году сообщалось: «Администрация и Губернатор Алексей Островский продолжает в плановом порядке замену коммерческих кредитов на бюджетные. И при таком системном подходе придет время, когда коммерческих кредитов совсем не будет или останется небольшой их процент». Как видим, регион не только не снижает объем заимствований, но, напротив, наращивает их, увеличивая прибыль коммерческих банков.