ОСКАБ с тобой! Как будут утилизировать аккумуляторы после 1 марта?

ОСКАБ или отработанные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи хотят утилизировать по-новому. С 1 марта правительство планирует внедрить схему, против которой подписалось несколько крупных предприятий. Чего хотят власти, и о чём беспокоится бизнес?

Как это работает сейчас?

В Смоленской области по некоторым данным ежегодно сдают в утиль 24 000 отработанных аккумуляторных батарей. Схема несложная, но рабочая. Есть предприниматели, которые скупают аккумуляторы. Главная ценность в АКБ – это свинец. Практически 100% этого металла в России появляется как раз из отработанных аккумуляторов. Зафиксируем: сейчас ОСКАБ – отработанные аккумуляторы – это не мусор, а ценное сырьё. За его утилизацию людям платят. Не выбрасывать их на улицу становится выгодно. Экология и кошелёк не страдают. Если и страдают, то пока по минимуму.

Полное ФЭО с 1 марта.

Профильные министерства предложили: а давайте сбором займётся один оператор, как это происходит с мусором. На рынке появляется ФЭО – федеральный экологический оператор. Он развивает сеть региональных операторов – по одному на субъект.

«Мы не отрицаем специфику данного вида отхода, его высокую ликвидность. Следовательно, наша главная задача – найти разумный баланс между экологическими интересами общества и экономическими интересами бизнеса», — цитирует Олега Цепкина, члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству сайт Минприроды РФ.

По мнению инициаторов, для рядового гражданина ничего не изменится: он как сдавал аккумуляторы на переработку, так и будет сдавать. А вот юридические лица, которые связаны с производством и утилизацией, обязаны будут платить оператору за утилизацию.

Бизнес против. Как с аргументами?

Предприниматели уверены: планируемая схема полностью убьёт тысячи рабочих мест и уведёт бизнес по скупке и утилизации в «серую зону». Если сейчас владельцы ОСКАБ получают деньги за переработку, то с 1 марта юридические лица должны будут за это платить оператору. 75% аккумуляторов на утилизацию в России как раз дают владельцы автомобилей, а переработка по существующей схеме почти стопроцентная. У операторов пока нет своих мощностей для утилизации. Создать их – это время и деньги. Региональным операторам тоже придётся попотеть со свинцом, то есть, начать процесс с нуля. Или использовать существующую схему утилизации.

ОСКАБ-до или Путь аккумулятора

Власть настроена на внедрение новой схемы. Для прозрачности процедур чиновники хотят обязать бизнесменов обязательно сообщать о ходе утилизации в информационную систему. Дескать, так будет прозрачнее, можно проследить весь путь аккумулятора – от капота до утилизации. Что-то подсказывает, что ровно будет только на бумаге. При наличии единого мусорного оператора, например, свалок в лесах меньше не стало. А если скупать батареи станет невыгодно (за утилизацию всё равно платить), то рыночное поле быстро опустеет. И владельцам проще и дешевле будет прикопать ОСКАБ 2-го класса опасности где-нибудь в лесочке. Вместе со свинцом, кислотой и прочими прелестями, которые будут воздействовать на природу очень долго. И федеральный оператор вместе с региональным будут даже не в курсе, куда и что подевалось.

SmolNarod.ru