“Золотые годы театра и жизни”: к пятой годовщине со дня смерти Игоря Войтулевича

Режиссер считал свой приезд в Смоленск подарком судьбы

Пять лет назад в ночь с 22 по 23 августа в Болгарии после продолжительной болезни скончался театральный режиссер и актер Игорь Геннадьевич Войтулевич. С 1994 по 2004 год он работал в Смоленском государственном драматическом театре (ныне Смоленский государственный академический драматический театр им. А.С. Грибоедова). Современники называют этот период истории Смоленского театра золотым веком.

Мы поговорили с литературным и театральным критиком Светланой Романенко, которая в те годы работала в театре завлитом, и женой Мастера – Ларисой Войтулевич.

По словам Светланы Романенко, Смоленский театр в жизни Войтулевича появился не совсем случайно. Люди театра верят в совпадения. Как рассказывал сам Игорь Геннадьевич, возвратившись в 1994 году в Москву после трех лет работы в Израиле, где участвовал в создании русскоязычного театра «Гешер», первым, кого он встретил, был главный режиссер Смоленского театра драмы Петр Дмитриевич Шумейко. Они очень друг другу обрадовались, поскольку были хорошо знакомы по Забайкальскому драматическому театру, где в середине 80-х годов оба начинали: Шумейко как режиссер, а Войтулевич – как актер. Шумейко предложил Игорю Геннадьевичу что-нибудь поставить на смоленской сцене. И Войтулевич согласился. Позднее он признавался, что считает это решение и свой приезд в Смоленск настоящим подарком судьбы.

«В Смоленске ему была предоставлена возможность полностью отдаться режиссуре и осуществить многое из того, о чем он даже не позволял себе и мечтать. Настолько благоприятная для творчества обстановка сложилась в ту пору в Смоленском драматическом театре, невзирая на сложные и безденежные 90-е годы», – рассказывает Светлана Романенко.

Прежде всего было с кем работать: высокопрофессиональная труппа, много молодежи, прекрасные театральные художники (с Николаем Агафоновым творческий тандем сложился на долгие годы), талантливый и увлеченный театром балетмейстер Елена Егорова, всегда открытый для нового музыкальный руководитель Дмитрий Монахов… Но главное, конечно, это сам Петр Шумейко, который не только приветствовал интересные идеи, но и активно способствовал их осуществлению.

«Страсти роковыя…» по рассказам Аркадия Аверченко – первый спектакль Игоря Войтулевича в Смоленском театре, который он поставил на малой сцене, до сих пор в репертуаре. Как и моноспектакль «Эдит Пиаф» («Нет, я не жалею ни о чем..»), поставленный для актрисы Инны Флегантовой, ныне заслуженной артистки России.

Всего режиссер поставил в Смоленском театре драмы 17 спектаклей и после безвременной кончины Петра Шумейко около пяти лет проработал главным режиссером.

Светлана Романенко считает главным достоинством спектаклей Игоря Войтулевича умение органично сочетать театр переживания и театр представления. По словам критика, его спектакли глубоки, полифоничны, предполагают разные уровни восприятия. В основе каждого из них, как правило, достаточно сложное литературное произведение. Литературу он знал блестяще. То же самое можно сказать и о кинематографе, не только отечественном, но и зарубежном, а также о современной музыке.

Процесс подготовки к спектаклю занимал несколько месяцев: необходимо было перечитать большое количество литературы, режиссер постоянно делал свои заметки. Его супруга, Лариса Войтулевич, вспоминает, что до репетиций он никого не допускал, кроме непосредственно тех, кто занят в постановке.

Супруга режиссера рассказывает, что познакомились они в Смоленске в Доме актера: в то время она была директором, а Войтулевич приехал в город режиссером. И по долгу службы было необходимо выстраивать контакт. Чувства вспыхнули не сразу, но с течением времени все произошло само собой. Все 12 лет, которые они были вместе, Лариса помнит очень хорошо.

“Нужно было всегда быть при нем, жить его идеями, выслушивать и тогда все будет хорошо. Естественно, он выслушивал и мое мнение, когда присутствовала на репетициях или съемках”, – вспоминает супруга режиссера.

Все самые яркие события в ее жизни были связаны с Игорем Войтулевичем. Лариса рассказывает, что он умел устраивать праздники. Она, не желая отмечать свой 55-летний юбилей, заранее сказала об этом мужу. Однако он уже распланировал этот день.

Подарив утром букет цветов, Игорь Войтулевич сообщил, что заказал экскурсию по Москве-реке на теплоходе. Супруга режиссера вспоминает, что поездка прошла замечательно: они 4,5 часа наслаждались златоглавой, празднуя день рождения.

“Удивительно, но в тот день народа совсем не было”, – вспоминает Лариса.

Уже спустя время стало известно, что в тот день Войтулевич арендовал бар, чтобы никто не мешал наслаждаться экскурсией вдвоем.

Игорь Геннадьевич Войтулевич родился 25 января 1958 года. Окончил ГИТИС, курс Андрея Гончарова и Марка Захарова. С 1984 года был актером Читинского театра. Снял 10 фильмов.

За период работы в Смоленском государственном драматическом театре поставил большое количество спектаклей: “Розенкранц и Гильденстерн мертвы”, “Страсти роковые”, “Снегурочка”, “Дон Жуан”, “Кармен” и другие.

SmolNarod.ru