В облцентре приземлился первый из трех самолетов, которые будут обслуживать население региона
В Смоленске возрождается гражданская авиация. В понедельник, 1 мая, в 12:58 на взлетно-посадочной полосе аэродрома Южный приземлился самолет Як-40. На частном мероприятии побывал SmolNarod.
Идейным вдохновителем и руководителем проекта стал бизнесмен Ян Вишневский — он и был единственным пассажиром сегодняшнего рейса из Внуково. По прилете в беседе с нашим корреспондентом предприниматель пояснил, что данный Як-40 бизнес-класса, рассчитан на 10 посадочных мест. Самолет будет базироваться в Смоленске и выполнять чартерные рейсы.
— Тридцать лет в Смоленске уничтожалась авиация, последние рейсы были совершены в 1993 году. В ближайшее время сюда прибудут еще два таких самолета, но уже на 36 посадочных мест, — пояснил Ян Ричардович.
По словам членов экипажа, которые привезли первый Як-40 в Смоленск, несмотря на солидный возраст, он будет исправно летать еще по меньшей мере 50 лет.
Все три самолета планируется использовать для сообщения с Санкт-Петербургом. По предварительным данным, стоимость билета до культурной столицы составит восемь тысяч рублей, перелет займет всего полтора часа.
— На сегодняшний день это перспективное направление, потому что в Москву очень часто ходят поезда, а в Санкт-Петербург поездом можно попасть через день, и дорога занимает 13-16 часов, на автобусе или машине — около 11. Мы планируем полеты на выходные — с пятницы по воскресенье. Это будет востребовано у людей, которые хотят почаще видеться со своими родственниками и друзьями, и в качестве тура выходного дня, — рассказал Ян Вишневский.
В настоящий момент официально оформлена взлетно-посадочная площадка, соответствующие данные опубликованы на сайте Центра Аэронавигационной Информации (ЦАИ) при Росавиации. В ближайшее время планируется полноценное восстановление аэродрома при поддержке Минтранса. Кроме того, уже открыта профильная компания — “Смоленские авиалинии”, все три Як-40 будут стоять на балансе организации.
— Данный аэродром со временем начнем работать как аэропорт. Единственная проблема сейчас — только с одной строительной компанией, которая в торце полосы застраивает жилой комплекс. Их планы могут поставить крест на аэродроме, но, думаю, до этого не дойдет, — отметил Ян Ричардович.
Ян Вишневский отмечает, что шел к этому очень долго, буквально с 1993 года. Долгое время проект оставался мечтой, реализация началась с 2012-го, когда наш собеседник приобрел первый самолет. Инициатива — полностью частная:
— Здесь на 100 процентов частные деньги, от государства мы ничего не просим — только административную поддержку.
При этом предприниматель подчеркивает, что взлетно-посадочная полоса — государственная (по-другому и быть не может), и сейчас она в аренде у новоиспеченной компании.
В планах предпринимателя восстановить инфраструктуру аэропорта, в том числе прежний аэровокзал. Вся необходимая для этого инфраструктура есть — нужно лишь отремонтировать.
Предполагается, что со стартом полноценной работы аэропорта здесь появится около 55 новых рабочих мест на службах авиационной безопасности, технического, а также диспетчерского обеспечения. И это не считая летно-подъемного состава — на три ЯК-40 требуется три с половиной экипажа. Ян Вишневский подчеркивает, что это должны быть высококвалифицированные кадры, которые сейчас, увы, в дефиците. Причем в большей степени нехватка рабочих рук касается технических специалистов, и в Смоленской области соответствующей кузницы кадров нет.
Ожидается, что проект окупится в течение семи-десяти лет. Если удастся привлечь другие авиакомпании, которые будут осуществлять пассажирские перевозки не только в Санкт-Петербург, за северо-запад, но и в другие города, например, в южном направлении, то можно рассчитывать и на более скорые сроки.
Второй полет пока не назначен, но планируется после 9 мая. Рядовой житель региона сможет воспользоваться услугами “Смоленских авиалиний” через полгода-год.
СПРАВКА:
Ранее Смоленск-Южный принимал Як-40, Ан-24, все более легкие самолеты и вертолеты любых типов. Вплоть до 1980-х из Смоленска регулярно выполнялись авиарейсы в Москву, Ленинград, Брянск, Воронеж, Липецк, Новгород, Великие Луки, Пензу, Тулу, Саратов, Минск, Гомель, Черкассы, Киев, Мариуполь и Днепропетровск.
Аэропорт вывели из эксплуатации в начале 2000-х. Предположения о модернизации и восстановлении работы аэропорта высказывались еще в 2008 году, но до дела не доходило — вплоть до 1 мая 2023 года.