...
ОПГ из риелторов и нотариусов в Смоленской области: масштабы грандиозной аферы

В Гагаринском районе Смоленщины более 20 лет действовала схема по мошенничеству с квартирами

Общество

Становятся известны масштабы деятельности преступной группы, которая с 2004 года занималась махинациями с недвижимостью социально незащищенных граждан. На данный момент есть сведения, что от действий ОПГ пострадали не менее 20 человек, а суммарный ущерб превысил 36 миллионов рублей. Однако, по мнению источников SmolNarod, эти цифры – лишь верхушка айсберга, а реальные масштабы мошенничества гораздо больше. В настоящее время продолжается следствие, устанавливаются новые пострадавшие и участники преступной схемы, ожидаются новые резонансные уголовные дела и задержания фигурантов.

«Медвежий угол» Смоленской области

Масштаб преступной схемы впечатляет и претендует на исключительную ситуацию, которая сложилась в одном из районов Смоленской области. В схему, предположительно, были включены представители силовых структур, юридического сообщества и судов, органы исполнительной власти. Этому способствовало несколько обстоятельств.

Во-первых, стоимость недвижимости в городе Гагарине Смоленской области значительно выше, чем в других районных центрах Смоленщины и приближается по уровню к соседнему Подмосковью. На момент подготовки материала на рынке недвижимости Гагарина в продаже имелось всего 18 квартир в новостройках и 29 на вторичном рынке (на 25-тысячный город), а цены на квартиры в полтора-два раза превышают таковые в соседней Вязьме и Сафоново. Низкие темпы жилищного строительства а также высокий экономический потенциал района, где расположено множество крупных промышленных предприятий, а также его приграничный статус (близость к Подмосковью), привели к перевесу спроса над предложением в сфере жилья и, как следствие, росту цен.

Наглядной иллюстрацией проблемы стала отставка главы района Полины Хомайко в 2023 году. Чиновница должна была обеспечить жильем ребенка-инвалида, купив ей квартиру за счет бюджетных средств, однако не смогла это сделать, так как подходящей квартиры не нашлось, а переселяться в «клоповник» ребенок и ее мать не захотели. Проблемой заинтересовались следствие и прокуратура. Эта история не единичная – двумя годами ранее квартиру ребенку-сироте в Гагарине тоже искали через органы прокуратуры.

Относительно доступные квартиры, на которые могло хватить заложенных на эти цели бюджетных средств, ускользали как песок сквозь пальцы. Как выясняется теперь, оборот таких квартир, в том числе, является «заслугой» фигурантов преступной съемы.

«Не стоит сбрасывать со счетов и особый менталитет, который сложился в Гагаринском районе – отдельные представители бизнес-элит и органов власти чувствуют себя скорее москвичами, чем смолянам. В результате крупный районный центр превратился в своего рода “медвежий угол” с точки зрения соблюдения законности. Все это создало благоприятную почву для процветания коррупционных проявлений и преступных схем», — рассказывает информированный собеседник нашего издания.

«Старики исчезают в полночь»

По собственной информации SmolNarod, полученной от жителей районного центра и представителей силовых структур, преступный бизнес по теневому обороту квартир схематично можно представить так. Во главе схемы стоял бывший сотрудник межмуниципального отдела УМВД «Гагаринский» Владимир Ш. Так или иначе все ключевые члены ОПГ имели отношения к правоохранительным органам (чем активно пользовались для налаживания связей), нотариатам и частному бизнесу.

Преступная схема не обходится без участия ритуальных агентств и «заинтересованных» сотрудников органов внутренних дел и комитета. Дело в том, что именно следователи фиксируют смерть человека и принимают решение о проведении доследственной проверки, которая в отдельных случаях не проводилась. Сотрудники СК и участковые обмениваются информацией с членами сообщества, которые, в свою очередь, дальше включают в схему всех остальных ее участников.

На ритуальщиков легла забота по подхораниванию усопших. Так одинокие умершие старики бесследно исчезали из своих квартир. Затем начиналась работа по легализации выморочных квартир. Для этого у них должны были появиться новые собственники, наследники умерших. Когда на горизонте появлялись реальные наследники, они с удивлением для себя обнаруживали, что квартира их родственника уже принадлежала другому лицу. Обращения в правоохранительные органы не помогали – районный отдел УВД буквально штамповал отказные постановления.

Сцена мошенничества с квартирами с документами на русском языке
Изображение сгенерировано с помощью ИИ

«Бабушкин муж из Украины»

Члены ОПГ регистрировали фиктивных наследников и собственников на квартиры, которые затем совершали с ними сделки на основании доверенностей, оформленных без фактического присутствия жертв – владельцев недвижимости. Одной из «фишек» мошенников были фиктивные доверенности, в том числе, зарегистрированные якобы на территории Украины, что теоретически ограничивало возможность проверки их подлинности. По крайней мере, такова «официальная» версия нотариусов, попавших в поле зрения следствия. Так в деле неожиданно появлялись братья, сестры и даже супруги умерших. На их основании принимались неправомерные судебные акты о выявлении законных наследников в местном суде. Это позволяло продавать и регистрировать имущество на подконтрольных лиц, связанных с ОПС.

В процесс оформления квартир на новых собственников были вовлечены сотрудники БТИ и Гагаринского МФЦ, которые проводили сделки без участия одной из сторон и на основании «липовых» документов, заверенных нотариусами. Нотариусы, в свою очередь, удостоверяли доверенности без фактического присутствия доверителя.

Чистим жилье юридически и физически

Отдельное направление лежало на предпринимателях Гагаринского района, которые обеспечивали финансирование деятельности ОПС, подкупали должностные лица  судебной власти, правоохранительных и надзорных органов. Также на них была работа по легализации квартир – члены преступной группы перепродавали квартиры между собой, создавая видимость их вовлечения в гражданский оборот. В результате конечный покупатель уже ничего не знал о недавно умершем экс-владельце недвижимости, и совершал сделку с живым и здоровым лицом, который просто решил продать принадлежащую ему недвижимость.

Также предприниматели давали деньги на приобретение жилья и отчуждение квартир у социально-неблагополучных граждан. В этом им оказывали помощь сотрудники администрации района и органов социальной защиты. Благодаря им бизнесмены получали наводки на недееспособных стариков, обманом выманивали их из квартир и, без участия собственников, заключали сделки купли-продажи жилья, которое потом также оказывалось на рынке недвижимости. Куда затем отправлялись старики – устанавливает следствие. В случае с появлением законных наследников ситуация развивалась по накатанной схеме – квартира непостижимым образом оказывалась в собственности  других лиц, а органы внутренних дел, куда обращались пострадавшие, таинственным образом не усматривали признаков преступления.

Разыскиваются потерпевшие

Как уже сообщалось, участников сообщества задержали в минувшем марте, тогда действия фигурантов были квалифицированы как мошенничество (статья 159 УК РФ). Теперь же речь идет о создании и руководстве преступным сообществом и участии в нем (статья 210 УК РФ).

Возглавляли ОПГ два жителя Смоленской области. Одному из руководителей 54 года, второму — 42, сообщили в областном УМВД. Участниками группировки были не менее 10 человек, в том числе представители нотариата Темкинского и Гагаринского округов. Помимо Смоленской области участники схемы отметились в московском регионе. Потеплевшие от действий мошенников могут обратиться в прокуратуру или органы госбезопасности. Это позволит не только помочь раскрытию преступления, но и теоретически даст шанс вернуть утраченную квартиру.

SmolNarod.ru