Смоленский мусор вывозят по букве закона, но забывают про дух

В Смоленской области

Домовладельцев бросили утопать в отходах высотой с Эйфелеву башню

С момента начала “мусорной реформы” прошло четыре года, но жители России и, в частности, Смоленской области продолжают теряться в догадках, кто за что отвечает и кто что должен. Каждую «помойку» не проинспектируешь, но общую проблему хорошо иллюстрирует типичный частный случай.

В редакцию SmolNarod обратилась Алла В., владелица частного дома на улице Большая Октябрьская, на окраине Смоленска. Женщина рассказала, что лишена возможности пользоваться услугами регионального оператора АО «Спецавтохозяйство», но с (не)завидной регулярностью получает квитанции на оплату неоказанной услуги. В период с 1 января 2019-го по 31 августа 2022 года у неё накопился долг в размере 16 164,36 рублей. Попытки доказать неадекватность начисления успехом не увенчались. С такой несправедливостью сталкиваются сотни, а то и тысячи смолян. SmolNarod решил разобраться в проблеме.

— Я не согласна с предъявленной в мой адрес суммой в платежном документе, так как региональный оператор АО «Спецавтохозяйство» оказывает услугу по вывозу ТКО ненадлежащего качества, — подчеркнула наша читательница.

Смолянка владеет домом на улице Большая Октябрьская. Там она не проживает и не мусорит уже несколько лет, но это еще полбеды — на указанной улице нет ни одной площадки для сбора твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Ближайшая находится на улице Декабристов, на расстоянии около трех километров, альтернативные варианты — ещё дальше.

***

Чтобы разобраться в ситуации и увидеть всё своими глазами, мы выехали на место. Искомые улицы находятся прямо за железнодорожным переездом в Колодне. Изначально мы заглянули на Большую Октябрьскую — очень узкую грунтовую улочку длиной чуть более трех километров.

Ни одного контейнера там действительно не оказалось, вместо них мы обнаружили мусорные мешки, «повешенные» на заборах частных домов. Местные жители нам пояснили, что у них долгое время был провозной сбор мусора, но в последний раз отходы вывозились 1 февраля.

— Раньше мусор вывозили каждую неделю по пятницам, всё чётко, но уже полтора месяца тишина. Мусоровоз проезжал в тот день [1 февраля — прим.ред.], и нам сказали, что больше к нам не приедут. Мол, мусор теперь носите в контейнеры на улице Декабристов. А нам до этой улицы, до этих контейнеров 3,5 километра! Да и состояние дороги вы видели. Здесь живут старики, как им мусор выбрасывать-то?

— Да и сказали не всем! Многие оповестили через квитанции по окончании месяца, что теперь надо самим выносить мусор на Декабристов. А для тех, кто живут в конце улицы, это три километра пути в одну сторону, в обе — все шесть!

— А у нас мусор нормально вывозить перестали еще в декабре. Улица же длинная, до конца доезжали через раз. Когда я им звонил, мне говорили, что машина сломалась. А сейчас вообще перестали появляться, а мусор местами под снегом после них так и остался до сих пор.

— Что нам делать с этой бедой, непонятно. Звонили в мусорную компанию [АО “Спецавтохозяйство” — прим.ред.], там подтвердили, что вывозить больше не будут, и сказали, что мы им платим не за контейнеры и вывоз мусора, а за его утилизацию.

— У меня мама на этой улице живёт, ей 80 лет, она инвалид второй группы, она по дому-то передвигается с двумя палками, до этих контейнеров ей физически никак не дойти! И здесь в целом очень много пожилых людей! — рассказывают жители улицы Большая Октябрьская.

Местный активист Алексей рассказал, что даже ездил в офис АО «Спецавтохозяйство». Там он оббегал множество кабинетов, но помощи так и не получил. Представители компании ссылаются на то, что для возобновления сбора необходимо оборудовать специальные площадки. Когда мужчина упомянул, что таковых нет и на улице Декабристов (там стоят одинокие контейнеры у дороги), ему ответили, что это временная мера. Почему такую временную меру нельзя применить к жителям Большой Октябрьской? Вопрос так повис в воздухе.

***

Месяцем ранее ЦУР Смоленской области проводил прямой эфир по вопросу обращения ТКО. Спикерами стали руководитель регионального департамента по природным ресурсам и экологии Оксана Лаврикова и генеральный директор АО “Спецавтохозяйство” Павел Березкин.

Эксперты подтвердили, что провозной сбор в Смоленской области действительно постепенно сходит на нет, так как этот метод не соответствует букве закона и способствует антисанитарии. А ранее это практиковалось как дополнительная мера, дабы компенсировать нехватку площадок для сбора ТКО.

— Мы выступаем за цивилизованный способ сбора мусора. На тех улицах, где отменяется так называемый провозной сбор, который не является обязанностью регионального оператора, мы устанавливаем контейнера. Считаем приемлемым это делать на всех выездах и въездах на данные улицы, исходя из той логики, что любой житель пользуется какими-то там социальными благами (идёт в магазин, в аптеку, на остановку), чтобы у жителя была ежедневная возможность выбросить пакет с мусором, — заявил Павел Березкин.

Также один из озвученных вопросов касался проблемы, с которой столкнулись и наши герои, в том числе Алла: обязан ли регоператор производить перерасчет и снижать стоимость услуг для горожан, если ближайший контейнер находится на расстоянии свыше 200 метров от места их проживания. В ответ руководитель АО “Спецавтохозяйство” подчеркнул, что на цифры в квитанциях расположение площадок для сбора отходов никак не влияет. Оператор несёт ответственность за ТКО лишь с момента их погрузки в мусоровоз, а обустройство площадок и установка контейнеров — в зоне ответственности управляющих компаний и органов местного самоуправления, подчеркнул Березкин.

В целом же смоляне вправе выбрасывать ТКО в любой мусорный бак, который им подходит по маршруту. Однако, если местные жители считают, что контейнер находится на значительном от них удалении, они могут совместно с соседями выбрать и более удобное место для размещения площадки, согласовать этот вопрос с местной администрацией и сообщить о своем решении регоператору. Единственное условие — возможность подъезда к выбранной локации спецтехники.

***

По этому пути — во многом “вслепую” — пошли жители Большой Октябрьской. Прямо сейчас в местном магазине собирают подписи за обустройство контейнеров для обращения в администрацию Заднепровского района.

Продавец Анна рассказала нам, что за неделю свои автографы оставили собственники 40 домов, около половины всех жилплощадей улицы. Но когда этого удастся добиться и удастся ли в принципе, неизвестно. А мусор имеет неприятное свойство накапливаться. Даже 40 домохозяйств с 1 февраля по самым скромным подсчетам должны произвести его башенкой из мусорных пакетов, высотой в 440 метров. Это при условии, что собирают пакет раз в два дня. Для сравнения: высота Эйфелевой башни – 330 метров.

Местные жители до сих пор гадают: почему их не предупредили об отмене провозного сбора заблаговременно, чтобы они успели к этому подготовиться? Впрочем, всерьёз рассуждать об этом и уж тем более предъявлять претензии некогда — в наших реалиях этот вопрос можно маркировать как философский. А пока улица остается в “слепой зоне регоператора”, проблема решается соседской взаимовыручкой: те, у кого есть машины, забирают мусор у пенсионеров и вывозят его в указанную локацию. Не знают только, что делать с отходами, которые в своё время пропустили представители АО и которые пролежали под снегом несколько месяцев — пачкать личные авто, разумеется, никто не хочет. Но и рассчитывать, кроме себя, не на кого.

***

Пока бывшие соседи Аллы лелеют надежду содействие властей, Алла пытается добиться списания долга через суд. И хотя судебная практика прозрачно намекает на то, что шансы женщины выиграть близки к нулю, мы будем следить за развитием событий.

Напомним, ранее мы писали о том, что пластиковые бутылки вывозят из Смоленска в Тверь и Рязань.

SmolNarod.ru